Департамент труда и социальной защиты
В столичных особых семейных центрах у детей развивают сенсорное восприятие
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
Столичные особые семейные центры помогают семьям, воспитывающим детей с ментальными особенностями. С начала года в центрах проведено более 1,2 тысячи занятий по развитию у детей сенсорного восприятия. Подробнее об этом рассказала дефектолог особого семейного центра «Дом детей» Олеся Секлетина.
Во всех особых семейных центрах столицы есть сенсорные библиотеки, которые используются на коррекционных занятиях с детьми. Они содержат материалы для развития зрения, слуха, осязания и обоняния. В частности, представлены пособия, созданные из природных материалов. Это семена подсолнуха, еловые шишки, кедровые орехи, каштаны, желуди, кора и листья деревьев, пшено, фасоль, косточки фруктов и ягод.
Публикация «В столичных особых семейных центрах у детей развивают сенсорное восприятие» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Все упражнения, используемые педагогами центров на занятиях с особенными детьми, позволяют сформировать навыки, которые применимы в повседневной жизни. Большая часть работы проводится не в форме занятий с заданиями, а в обычных бытовых ситуациях.
«Для полноценного развития ребенка вовсе не обязательно иметь большое количество игрушек. Сама природа предлагает богатый выбор того, что может быть использовано для игр и занятий. Например, обучение счету станет интереснее, если взять шишки, каштаны, морские ракушки или камушки. В процессе изучения арифметики будут развиваться осязание и мелкая моторика», – объяснила учитель-дефектолог центра Олеся Секлетина.
Играем и развиваемся
Создать развивающие игры с природными материалами можно своими руками. Примером такой игрушки может стать «Черепашка» – для нее понадобится круглый мешочек, заполненный фасолью, мелкими камушками, желудями и вишневыми косточками. Ощупывая ее, ребенок перебирает пальчиками, массируя активные зоны рук. Можно дать ребенку в руку фасоль и предложить найти, где она спрятана на спинке черепашки, и так далее с другими наполнителями. Такая игрушка нравится пятилетней Насте – ей безразличны многочисленные яркие интерактивные игрушки, которыми ее окружили родители, зато интересны упаковочная бумага, листья и веточки деревьев.
Сенсорные игры легко организовать в домашних условиях. Например, можно предложить детям поискать сокровища – ими могут быть маленькие игрушки или монетки. Их можно спрятать в емкость с крупой или фасолью и попросить найти. Погружение рук ребенка в сыпучий материал способствует развитию осязания и мелкой моторики.
Воспитанник особого семейного центра, восьмилетний Антон не видит с рождения. Он ориентируется по звукам, реагирует на свет. На одной из прогулок воспитатели заметили, что Антон заинтересовался корой тополя – стал тщательно ощупывать каждый выступ. На занятиях педагоги предложили ему таблички из разных материалов: дерево, металл, безопасное стекло, затем добавили ткани различной фактуры. Антон с интересом знакомился с новыми для себя предметами. Этот опыт помог ему расширить сферу тактильных контактов – мальчик стал позволять взрослым брать себя за руку, хотя прежде избегал прикосновений.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров», «Дом детей» и Центр им. Г. И. Россолимо. При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.