Департамент труда и социальной защиты
В столичных центрах для детей-сирот учат правилам безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Научить ребенка основам безопасности – одна из важнейших задач. В современном мире угрозы могут подстерегать везде: в быту, на дороге, в магазине и даже в интернете. Но человек, вооруженный знаниями и навыками поведения в непредвиденных ситуациях, может успешно противостоять и не подвергать себя риску. Рассказываем о том, как воспитанников столичных центров для детей-сирот обучают правилам безопасности.
2243370-11
Публикация «В столичных центрах для детей-сирот учат правилам безопасности» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Уголки и центры безопасности
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Обучение ребят проводится в разных форматах: мастер-классы, тренинги, практические и интерактивные занятия, – все это помогает воспитанникам запомнить алгоритмы поведения в тех или иных ситуациях. «Недавно с ребятами играли в игру, где загадывали друг другу загадки про правила дорожного движения. Я отгадала больше всех! Точно знаю, как вести себя на улице, никогда не перехожу дорогу на красный свет», – делится воспитанница Центра содействия семейному воспитанию «Радуга» Аня.
Педагоги «Радуги» еженедельно проводят занятия по профилактике нарушений правил дорожного движения и правил пожарной безопасности. Цель таких мероприятий – сформировать у детей осознанное и ответственное отношение к соблюдению норм, научить их действиям в экстремальных ситуациях. «Правила безопасности – не только про дорожное движение или обращение с огнем. С ребятами также обсуждаем, как вести себя с незнакомцами, защититься от мошенников. Занятия стараемся проводить в игровой форме – так легче усвоить и запомнить необходимый материал», – объясняет воспитатель Татьяна Хохлунова.
Для самых маленьких
В Центре содействия семейному воспитанию «Центральный» ежемесячно проходит День безопасности. «Обучение малышей вплетается и в обычные занятия, – рассказывает старший воспитатель Ирина Кислякова. – Во время прогулок, досуга и развлечений всегда знакомим детей с правилами, которые очень важно соблюдать».
Так, педагог Светлана Коростелева на занятиях по аппликации рассказывает о правилах работы с ножницами. Руководитель проекта «Кулинарный поедимОК», воспитатель Татьяна Симонова учит детей технике безопасности при приготовлении блюд и использовании бытовых приборов. В рамках проекта «Азбука движений» педагога дополнительного образования Галины Бобылевой малыши обучаются правилам поведения в физкультурном зале. «Если хочешь попрыгать через скакалку, отойди от других подальше, чтобы никого не задеть!» – приводит пример воспитанница Лиза.
В сети тоже надо быть осторожным
В Центре «Алые паруса» наряду с беседами о правилах поведения в быту, на улице и в общественных местах особое внимание уделяют вопросам информационной безопасности. «В центре есть киберклуб, где в особый блок выделены занятия по безопасному поведению в интернете», – рассказывает специалист по социальной работе, преподаватель киберклуба Алексей Кочанов.
Под руководством педагога ребята осваивают правила онлайн-общения, учатся распознавать угрозы в сети. «Старшие воспитанники, продвинутые активисты киберклуба объясняют младшим, что такое троллинг или фишинг, как обезопасить себя от мошенников в интернете, как придумать безопасный пароль. Каждый ребенок знает, что в случае сомнений должен обратиться к взрослому, который проанализирует ситуацию и поможет найти безопасный контент», – поясняет специалист по защите информации Центра «Алые паруса» Анастасия Мизинова.
Безопасность в быту
Для ребят с ограниченными возможностями здоровья изучение основ безопасного поведения – неотъемлемая часть социализации. Обычно ребенок простые правила осваивает самостоятельно, подражая действиям взрослых, но для особенных детей крайне важны понятность и наглядность. «С изучения техники безопасности начинается освоение любого бытового навыка, – рассказывает социальный педагог Центра «Маяк» Анастасия Алексеева. – Возьмем, к примеру, стиральную машинку: чтобы научиться пользоваться, ребенок должен знать, как безопасно вставлять вилку в розетку, как закрывать дверцу, чтобы вода не вытекла, и что делать, если это все-таки случилось». Все манипуляции с бытовой техникой подкрепляются средствами альтернативной коммуникации – специальными карточками с изображениями предмета и необходимого действия.
Отдельное внимание сотрудники «Маяка» уделяют вопросам дорожной безопасности. Перед каждой поездкой на городском транспорте напоминают о правилах перехода проезжей части, порядке посадки и высадки из автобуса.
«Рассказываем, как расположить в салоне городского транспорта инвалидную коляску, как быть, если пешеходный переход не оборудован светофором. По дороге до места назначения направляем ребят сами, а на обратном пути просто контролируем. Стараемся давать больше свободы – пусть дети активно применяют навыки на практике», – говорит воспитатель Эльмира Фейсханова.
Недавно воспитанники «Маяка» побывали на экскурсии в пожарно-спасательной части № 18: осмотрели технику и оборудование, познакомились с бойцами и даже увидели, как они собираются на выезд. «Впечатлений море! Когда я надел каску и сел за руль, сразу представил, как мы спешим спасать людей с включенной сиреной, а все машины уступают нам дорогу. Очень хорошая профессия у пожарных и спасателей, мужественная и одновременно добрая. Хотя я все-таки желаю им поменьше работы», – делится воспитанник Никита.
Большую помощь в обучении детей правилам безопасности оказывают представители экстренных служб – сотрудники МЧС, полиции и других структур. Они не только приглашают воспитанников к себе на тематические экскурсии, но и проводят занятия в центрах для детей-сирот.
«Дети с особым вниманием слушают, когда мероприятие ведут сотрудники в спецформе, люди серьезных и ответственных профессий, которые рассказывают реальные случаи из практики. Инспекторы ГИБДД неоднократно проводили лекции по безопасному использованию самокатов, скейтбордов, роликов и велосипедов. Вместе с ребятами повторяли правила дорожного движения, обсуждали возможные ситуации на дороге. Очень познавательной и поучительной была встреча с начальником Центра профилактики детского травматизма и инспекторами отдела полиции Управления внутренних дел на Московском метрополитене. Фильм о безопасности в метро и на железной дороге заставил воспитанников о многом задуматься», – приводит примеры начальник отдела комплексной безопасности Центра «Вертикаль» Лариса Попова.
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.