Асия Маняпова
Практико-ориентированный проект «Биоэнергопластика как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОРОД ТОБОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»
Конкурс инновационных занятий
«От образовательных трендов – к качеству образования и воспитания»
В рамках Методического фестиваля «От идеи до результата»
Номинация: Инновационные занятия дошкольной образовательной организации
Практико – ориентированный проект
«Биоэнергопластика как средство развития связной речи
Темочки:
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
детей старшего дошкольного возраста»
Тема занятия: «День рождения – семейный праздник»
Выполнила: Маняпова Асия Октябрисовна
МАОУ СОШ №14
Аннотация проекта :
Речь является одной из главных потребностей и функций человека, прежде всего, как средство общения. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя, как личность. С развитием речи связано и формирование психических процессов: воображения, памяти, мышления. К тому же, связная речь – яркий показатель развития ребенка.
Поэтому очевидно: развитие речи у детей дошкольного возраста относится к числу важнейших и актуальных педагогических задач. Тем более, что в последнее время, увеличивается количество детей с речевыми нарушениями.
И причины этому есть. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают не перебивая, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что хочет сказать. Отсюда, проблема произношения, проблема связной речи, проблема выразительности речи.
Актуальность проекта :
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в раннем дошкольном детстве.
Вместе с тем, работа по развитию речи, движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластика.
Объект исследования: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние использования биоэнергопластики на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта : Применение биоэнергопластики в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие
задачи исследования,
1. Исследовать понятие «биоэнергопластика», определить как данный метод влияет на развитие ребенка;
2. Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в работе с дошкольниками;
3. Обосновать необходимость использования данного метода в работе с дошкольниками;
4. Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать упражнения биоэнергопластики к индивидуальным особенностям детей с речевыми нарушениями
5. Внедрить метод в образовательный процесс, адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным и возрастным особенностям детей;
6. Привлечь воспитателей и родителей к работе по применению данного метода в работе с детьми;
7. Проанализировать результативность работы.
Тип проекта : Практико – ориентированный.
Сроки реализации: Долгосрочный.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение, мониторинг, анализ количественных и качественных данных и др.
Практическая значимость исследования заключается в составлении картотеки для дальнейшего использования ее в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Что же такое биоэнергопластика? Термин «Биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
Биоэнергия – это энергия, которая находится внутри человека.
Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук.
«Биоэнергопластика» включает три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
биоэнергопластика :
развивает координацию движений, мелкую моторику пальцев рук;
активизирует интеллектуальную деятельность ребёнка;
развивает память, произвольное внимание, межполушарное взаимодействие;
формирует умение действовать по словесным инструкциям.
Этапы работы с применение биоэнергопластики
1. Диагностический (сбор анамнезе, обследование общей, мелкой моторики и артикуляционной моторики, Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной руки)
2. Эмоциональный (Создание положительного настроя, целью повышения заинтересованности ребенка в таких упражнениях применяется игровой персонаж (например, «Веселые перчатки», счёт, музыка, стихи).
3. Основной (ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
Биоэнергопластика родилась в древнем Китае. А идею в России развила кандидат педагогических наук Ирина Курис. Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергоплатсики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Использование данного метода ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, способствует улучшению артикуляционной моторики, а, значит, - и улучшению звукопроизношения. Применение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопласти способствует увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшает эффективность гимнастики. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.
Таким образом, биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Результаты диагностики показатели
Чтобы выявить уровень сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста, мною было проведено диагностическое исследование. Я использовала тестовую методику диагностики устной речи, автор Т. А. Фотекова. В процессе участвовали 15 воспитанников 5-6 лет.
Данная методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей : качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта. Для оценки выполнения заданий используется бально – уровневая система.
Исследование состояло из двух заданий.
1. Задание. Составление рассказа по серии сюжетных картинок Н. Радлова «Рассказы в картинках» - «Умный ежик» (четыре картинки).
2. Задание. Пересказ прослушанного текста.
В каждом из двух заданий суммировались баллы по всем трем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складывались и представлялись в процентном выражении.
В начале года на констатирующем этапе диагностики я получила следующие результаты: 1 ребенок (1%) - высокий уровень, 4 ребенка (27%) – средний уровень; 11 детей (72%) – низкий уровень, результате представлены в виде диаграммы:
В течений первого полугодия проводилась работа с применением биоэнергопластики в групповых и индивидуальных занятий.
В декабре проведена контрольная диагностика я получила следующие результаты: 3 ребенка (20%) - высокий уровень, 5 детей (33%) – средний уровень; 7 детей (47%) – низкий уровень, результате представлены в виде диаграммы:
Вывод: на диаграммах прослеживается положительная динамика, при систематическом использовании биоэнергопластики у воспитанников успешно развивается связная речь и укрепляются мышцы артикуляционного аппарата, речевого дыхания.
В заключении можно сделать вывод о том, что применение биоэнергопластики синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление и связную речь.
Применение биоэнергопластики ускоряет исправление дефектных звуков, у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, т. к. работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка, а так же способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.
В ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие», где все процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Основной целью является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающим на основе овладения литературным языком своего народа.
Методические материалы Приложение №1
«Движение руки всегда тесно связаны с речью
и способствуют её развитию»
В. М. Бехтерев
Метод «Биоэнергопластика»
Основные этапы реализации проекта :
1. Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой моторики и артикуляционной моторики, знакомство с артикуляционными упражнениям. Отработка их перед зеркалом. Рука в упражнениях не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.)
Исследование состояло из двух заданий.
1. Задание. Составление рассказа по серии сюжетных картинок Н. Радлова «Рассказы в картинках» -
«Умный ежик» (четыре картинки).
2. Задание. Пересказ прослушанного текста.
2. Основной этап (непосредственное выполнение перед зеркалом артикуляционных упражнений, пальчиковой гимнастики).
3. Заключительный этап (возможно выполнение упражнения без опоры на зеркало. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата).
Игра «Ладошки»
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Ты мои друг и я твои друг.
Ты ладошку протяни, свое имя назови!
(В результате образуется башенка из ладошек)
Пальчиковая гимнастика «Ключик»
Закрыл подарок, замок чудак
Не открыть его ни как (пальцы сцеплены в замок)
Я его и так, и сяк, Я его туда, сюда (выворачивать замок в разные стороны)
Ну, ни как, не открывается (выполнять потягивание, пытаясь открыть «замок»
Вынула связку ключей (энергично встряхивать кистью одной руки)
Ну –ка, ключик поскорей, (поочередно с мизинца, крутить пальцы в кулачке)
Этот ключик, не подходит (безымянный и указательный пальцы)
Этот ключик, не выходит (те же движения выполнить другой рукой)
Этот ключик не открывает, Этот ключик не вылезает
А ключом вот этим в раз (поднять большой палец вверх)
Замок откроем мы сейчас. (развести руки в стороны)
Игра «Волшебные печатки»
Сжать пальцы обеих рук в кулачки. 1, 2, 3, 4, 5 – захотели поиграть! Показали мне правую ручку, сжали пальчики в кулачек, показали указательный пальчик, и делаем часики 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. (Движение рукой вправо влево при этом считаем).
А теперь поменяли ручку, показали мне левую руку, сжали в кулачек, показали мне указательный пальчик, и продолжаем считать 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»
Жил – был язычок, был он вот такой острый, тянем, тянем язычок (Высунуть острый язычок, руки зажать в кулачок и показать указательный пальчик)
Пошел язычок гулять, вышел на дорожку (указательным пальчиком делаем движения вправо, влево)
Погулял язычок, пошел покачаться на качели, взлетел вверх, вниз (Рукой показываем, вверх, вниз)
Покачался язычок и пошел качаться на лошадке (Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щёлкать. Медленно, но сильно. Тянуть подъязычную связку. Руки смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки).
Покатался язычок на лошадке, погулял и вернулся домой спать.
Список литературы используемой при подготовке и реализации проекта :
1. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова. – М. : Современная Россия, 1973. – 144 с.
2. Кузнецова Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5–6 лет [Текст] / Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова. – М., 2004. – 173 с.
4. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р. Г. Бушлякова. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.
5. Беляковская Н. Н. Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии [Текст] / Н. Н. Беляковская, Л. Н. Засорина, Н. Ш. Макарова. М. – Творческий Центр «Сфера», 2009. – 128 с.
6. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст] / О. А. Зажигина. – С. – П. : Детство – Пресс, 2014, 96 с.
7. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика [Текст] / Пожиленко Е. А. - C.- П. Каро, 2006 – 92 с.
8. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т. В. Будённая. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.
9. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст]/ А. Л. Сиротюк. - М. : ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
10. Ястребова, А. В., Лазаренко, О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. [Текст]/ А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. - М. : Аркти, 2001.- 144 с.
11. Ястребова, А. В., Лазаренко, О. И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. - М. : Аркти, 1999.-136 с.