Департамент труда и социальной защиты
В особых семейных центрах проводят развивающие занятия для детей
▼ Скачать + Заказать документы
В особых семейных центрах города Москвы получают помощь более тысячи детей с особенностями развития. Как специалисты проводят развивающие занятия и подкрепляют мотивацию к познанию мира, рассказывает воспитатель особого семейного центра «Роза ветров» Ирина Лебедева.
Обучение особенного ребенка должно проходить в игровой форме, при этом важно делать перерывы для отдыха и учитывать индивидуальные возможности каждого. Специалисты предлагают детям те игры и упражнения, которые вызывают интерес к новым знаниям. Так, например, занятия на свежем воздухе развивают представление об окружающем мире и благотворно влияют на здоровье детей.
Публикация «В особых семейных центрах проводят развивающие занятия для детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В течение года группа детей из особого семейного центра «Роза ветров» под руководством воспитателя наблюдала за каштаном и тем, как он постепенно менялся от сезона к сезону. Весной каштан зацвёл, начали созревать орехи – это очень заинтересовало ребят. Летом дети собирали плоды как материал для поделок. Воспитатель предложила им простую технологию – соединять каштаны между собой пластилином. Они своими руками делали гусениц, ежиков, насекомых. Рисование, аппликация и лепка помогают познавать мир, развивать мелкую моторику и получать новые эмоции.
«Вместе с детьми мы также составляем альбом, который называется “Весна, лето, осень, зима”. В нем размещены картинки, фотографии, стихи, загадки, рисунки и работы детей – все, что соответствуют тому или иному времени года. Каждый ребенок может взять альбом, заниматься самостоятельно или вместе с педагогом и другими ребятами. Это вспомогательный учебный материал и хорошая подсказка для детей», – рассказывает воспитатель особого семейного центра «Роза ветров» Ирина Лебедева.
Развивать самые разные навыки
Также в процессе обучения специалисты используют подвижную игру «Раз, два, три – к названному дереву беги». Она помогает закреплять знания о растениях и способствует развитию двигательной активности, поднимает соревновательный дух. А тематические лото и домино с различными видами растений помогает запомнить и соотнести изображение с названием того или иного цветка, овоща или фрукта.
Чтобы сформировать и развивать речь, учителя-дефектологи предлагают детям игры с мелкими предметами, упражнения с прищепками, рукоделие, рисование, лепку. Специалисты используют различный природный материал, который можно не только перебирать, пересыпать, но и приклеивать, создавая аппликации. Сухой и мокрый песок используются для рисования на специальном столе. Также очень полезны задания с использованием бумаги, которую можно рвать, мять, скатывать. Большой интерес у детей вызывают упражнения с пластичным материалом: глиной, тестом и массой для лепки.
Все занятия имеют свою структуру и логику. В начале ребенок и педагог делают массаж ладошек для развития мелкой моторики – элементы су-джок и пальчиковой гимнастики. Следующая часть – вылепить ту или иную фигурку: взять муку, воду, соль, замешать тесто, сформировать его и поставить на окошко. При этом дети вместе с педагогами читают сказку или вспоминают героев и сюжет.
Найти именно то, что понравится ребенку
Лидии семь лет. Во время уроков у нее не получалось делать нажим на ручку при письме. Специалист предложил ей карандаши – и девочке очень понравилось то, как они оставляют на бумаге яркий графический след. Постепенно она овладела письмом, продолжая отрабатывать навык нажатия на карандаш.
«Рисовать можно не только кисточками или фломастерами, но и ладошками, пальчиками, губками, песком. Во время таких занятий дети, видя положительный результат, дети получают удовольствие от проделанной работы», – отмечает Екатерина Литвинова.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.