Светлана Федорова
Конспект занятия «В образовании речи участвует голос»
▼ Скачать + Заказать документы
В образовании речи участвует голос. Звучание голоса - результат сложной психофизиологической деятельности, направляемой интеллектом говорящего, его эмоциями, волей. Произнесение слов связано с дыханием. Намериваясь говорить, человек, прежде всего, вдыхает воздух, а затем постепенно выдыхает его. В результате смыкания и размыкания голосовых связок образуется голос. Он довольно слаб.
Публикация «Конспект занятия „В образовании речи участвует голос“» размещена в разделах
Усилителями (резонаторами) звуков голоса служат грудная клетка, нёбо, полости носа, кости лица, лобная пазуха. Сила голоса зависит от того, как направлены его звуки в резонаторы, в каком состоянии эти последние находятся.
Голос каждого отличается тембром, т. е. таким качеством, по которому можно узнать, кто говорит. Дело в том, что, кроме основного тона мы слышим ряд добавочных тонов - обертонов, зависящих от устройства гортани, ротовой и носовой полости говорящего. Этими обертонами и создаётся индивидуальный тембр и чистота звучания голоса человека.
В голосе различают высоту (звуковысотность, длительность (темп, полётность, т. е. способность голоса лететь вдаль, выделяться на фоне других звуков.
Прислушиваясь к речи окружающих и к своей собственной, можно заметить движение голоса по звукам разной высоты. От основного тона голос отклоняется вверх, вниз, устанавливается на среднем уровне (регистр, снова повышается, падает.
И не в беспорядке, а по определённым законам, образуя мелодику речи. Способность голоса легко переходить от высоких звуков к средним или низким носит название гибкости голоса. Совершенствуя свою речь, чтец или рассказчик должны изучить возможности своего голоса, определить его диапазон, выработать его подвижность.
В процессе чтения голос не должен напрягаться. Только в этом случае он может приобрести оттенки выразительности: мягкость, теплоту, или, наоборот, резкость, холодность.
Рассмотрим, как движется голос в следующих предложениях:
Россия! За каждой избою
Звезда молодая встает,
Березы собрались гурьбою,
В черемухах ветер поет….(А. Прокофьев)
Движение голоса показано линией ниже строки. Подъемы обозначены стрелкой вверх на ударном слоге, падение – стрелкой вниз на ударном слоге. После подъема или падения голос вновь возвращается к среднему уровню – примерно в одном и в том же диапазоне. Во всех частях предложения подъемы и падения незначительны.
Удивление, растерянность читающий выражает сильными отклонениями от среднего уровня высоты голоса, т. е. заметными подъемами и падениями голоса, усилением и ослаблением его при произнесении слов (в зависимости от смысла текста). В то же время надо сохранять ясность произношения, доносить смысл высказывания до слушателя.
Упражнение.
«Дядя Степа» (отрывок) С. Михалков
Прочитайте текст в разных темпах:
в медленном (раздать текст);
в среднем (раздать текст);
в быстром (раздать текст).
Какой из темпов больше подходит к данному примеру?
В заключении чтение сказки «Три медведя»
«Дядя Степа» (отрывок) С. Михалков
Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом,
Сто зевак стоят кругом.
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят
Дяде Стё пе говорят:
- Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят?
Дядя Стёпа с тротуара
Достаёт до чердака.
Сквозь огонь и дым пожара
Тянется его рука.
Он окошко открывает.
Из окошка вылетают
Восемнадцать голубей,
А за ними - воробей.