Ирина Подорожняя
Ребенок боится отвечать на уроке. Как ему помочь?
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в школе часто встречаются дети, которые боятся отвечать на уроке, практически никогда не поднимают руку, и, если их спросят, либо просто молчат, или тихо бормочут себе под нос, иногда плачут.
В такой ситуации необходима помощь не только ребенку, но и педагогу, так как нужно оценивать ученика.
Что же делать, с чего начать исправление такой непростой ситуации? Начинать нужно с поиска причин, которые могли привести к страху перед публичными ответами на уроках.
Причины могут быть следующими:
Публикация «Ребенок боится отвечать на уроке, Как ему помочь?» размещена в разделах
1. Неправильное поведение педагога. То, как учитель относится к ученику, каким тоном он говорит, какой взгляд, поза – все это сильно влияет на детей. Если педагог допускает высмеивание, язвительные замечания и оценки, пренебрежение, завышает требования к ребенку, то не стоит удивляться, что дети испытывают страх перед ответами на уроках.
2. Высокие требования к ребенку со стороны родителей, когда хотят, чтобы он соответствовал их нереальным ожиданиям и не оставляют за ним право на ошибку, ругая и наказывая за любой промах.
3. Низкий статус ребенка в классном коллективе, когда сверстники унижают его и любое действие вызывает насмешки, издевки, обзывания, иногда физическую агрессию.
4. Неуверенность в себе как черта характера, высокий уровень тревожности у ребенка. Некоторым детям от природы свойственна некая медлительность, они не способны мгновенно реагировать на поставленные вопросы, но сконцентрировавшись, дают хорошие результаты.
5. Проблемы с развитием устной речи: неправильное звукопроизношение, заикание – такие нарушения приводят к тому, что ребенок комплексует, замыкается, становится неуверенным и молчаливым.
6. Незнание, непонимание учебного материала.
Чтобы устранить причину, вызывающую боязнь отвечать перед классом, можно:
- разрешить ребенку отвечать не устно, а письменно, выполнять какое-либо задание в тетради;
- предложить отвечать не перед всем классом, а один на один с учителем, например, стихотворение рассказать во время перемены или после уроков;
- при недостаточном понимании учебного материала, разрешать пользоваться вспомогательными схемами-опорами, планом, таблицей, рисунками, предварительно научив ребенка этим пользоваться;
- использовать прием: ответы «на ушко», если у учителя с учеником доверительные отношения.
Не пытайтесь заставить такого ученика отвечать громко и полным ответом, а двигайтесь к этому постепенно: пусть сначала он просто повторяет за другими, дает односложные ответы или даже невербальный ответ с помощью поднятой руки, например: кто думает так же, поднимите руку.
Необходимо оказывать ребенку эмоциональную поддержку: не заострять внимание на неудачах чаще поощрять за смелость, хвалить добрым словом, искренней улыбкой, аплодисментами.
Привлекать других детей к оказанию помощи такому ребенку, можно поручить одному из лучших учеников проверить у него задание, организовать работу в группах, парах.
При завышенных требованиях к ребенку нужно работать с его родителями, объясняя и показывая примеры последствия такого поведения, обучая умению понимать индивидуальные и возрастные особенности.
Если у ребенка заниженная самооценка и он является «изгоем» в классе, необходима помощь психолога и социального педагога. В тяжелых случаях нужно обратиться к детскому неврологу.
Зная причины и учитывая индивидуальные особенности ребенка, можно достичь положительных результатов в обучении и воспитании детей «молчунов».