Нина Загородняя
Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессия- это действие, агрессивность- готовность к совершению таких действий. Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокация могут в ответ вызвать физическое действие (нападение, насилие и т. д.)
” Портрет агрессивного ребенка”.
• Отказывается от коллективной игры.
• Чрезмерно подвижен.
• Не понимает чувств и переживаний других людей.
• Создает конфликтные ситуации.
• Имеет низкую самооценку.
• Часто ругается со взрослыми
Публикация «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?» размещена в разделах
• Отстает в развитии речи.
• Постоянно контролирует свое поведение.
• Отказывается выполнять просьбы.
• Часто дерется.
• Не может адекватно оценить свое поведение.
• Имеет мускульное напряжение.
• Часто специально раздражает взрослых.
• Ломает, крушит, толкает все вокруг.
”Как помочь агрессивному ребенку?”
Существует четыре основных способа выражение гнева:
1. 1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, которой представляется разгневанному неопасным. Человеку необходимо выплеснуть гнев из себя, но не на того, кто “подвернется” под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.
3. Сдерживать свой гнев, “загоняя” его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.
4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок. При обучении агрессивных детей конструктивным способом выражения гнева используется два направления: учить детей прямо заявлять о своих чувствах; выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.
5. Способы выражения (выплескивания) гнева
1. Громко спеть любимую песню.
2. Пометать дротики в мишень.
3. Используя “стаканчик для криков”, высказывать все свои отрицательные эмоции.
4. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
5. Устроить “бой” с боксерской грушей.
6. Устроить соревнования “Кто громче крикнет”, “Кто выше прыгнет”, “Кто быстрее пробежит”.
7. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
Шесть рецептов избавления от гнева
Рецепт Пути выполнения
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно Проводите вместе как можно больше времени. Слушайте своего ребенка. Делить с ним своим опытом. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое внимание каждому из них в отдельности. Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно). Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: “Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате” или “Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня”
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневанны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить Примите теплую ванну, душ. Позвоните друзьям. Просто расслабьтесь, лежа на диване. Выпейте чаю. Послушайте любую музыку.
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите. Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией.
Использованная литература:
1. Я работаю психологом…Опыт, размышления, советы/ Под ред. И. В. Дубровиной. -М. :ТЦ “Сфера”,1999.
2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - Спб. :ООО “Издательство “Речь” ”,2001.
3. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М. ,1994.