Валентина Колчегошева
Использование кинезиологии на коррекционных логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время постоянно растет число детей с нарушениями речевого развития.
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо.
У большинства современных детей, особенно с ТНР, отмечается общее моторное отставание. Отсутствие же физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей и выносливости.
Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, возникают проблемы с речью.
У детей с любым нарушением речи в силу тех или иных причин страдает моторная база. Это наблюдается со стороны крупной, мелкой и артикуляционной моторики.
Темочки:
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические конспекты занятия
- Темочки
Речевые нарушения самостоятельно не исчезают, необходима ежедневная, кропотливая работа по преодолению нарушений речи.
Цель: знакомство с здоровьесберегающими технологиями, способствующими коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Развивать артикуляционную, крупную и мелкую моторику рук.
• Повысить эффективность логопедической работы по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с применением здоровьесберегающих технологий
В последнее время значительно возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического развития через определенные двигательные упражнения. (Л. Ф. Васильева)
Сочетание упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, слоговой структуры слова, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий.
Использование кинезиологии на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:
• способствует повышению речевой активности;
• развивает речевые умения и навыки;
Кинезиологические упражнения используются в непосредственно образовательной деятельности: на фронтальных, индивидуально-подгрупповых занятиях по развитию и коррекции речи.
Кинезиологические приёмы, используемые в логопедической практике :
артикуляционные упражнения;
Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью коррекционных занятий. Регулярное выполнение помогает:
• улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
• улучшить подвижность артикуляционных органов;
• укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
• уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Артикуляционная гимнастика - выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, щек.
• дыхательные упражнения;
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.
В логопедической практике успешно используется множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук.
Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи.
Ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов :
метод су-джок терапии, обладающий высокой эффективностью, безопасностью и простотой.
Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Пальчиковые игры - хорошие помощники для подготовки руки ребенка к письму
Заключение
По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Объективные клинические обследования не выявляют у группы этих детей грубой патологии, однако они испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного и школьного учреждений.
Практическая значимость использования здоровьесберегающих технологий состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников. Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат.
Кинезиологические упражнения в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие упражнения не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют активизировать познавательные интересы.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: развивают его руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Обязательное условие эффективности применения кинезиологических упражнений – взаимодействие педагогов и родителей. Важнейшее значение имеет понимание родителями и педагогами всей важности и тонкости выполнения кинезиологических упражнений.
Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников. Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат.