Юлия Хатаева
Конспект классного часа «В мире профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: информирование о классификации и типах профессий, развитие мотивации овладения
будущей профессией.
Оборудование: карточка-информатор, бумага, ручка.
Ход занятия:
1. Вступительная беседа:
- Сегодня мы начнем разговор о профессиях. Каждый человек в своей жизни делает важный шаг – выбор профессии. От того, насколько правильно сделан этот выбор, зависит вся последующая жизнь человека. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и общество. По подсчетам американских ученых, правильный подбор профессий в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Публикация «Конспект классного часа „В мире профессий“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Как ты думаешь, что означает правильный выбор профессии?
- Кем ты хочешь быть? Почему? Есть ли у тебя любимые занятия (хобби?
Несмотря на огромное множество профессий, для выбора какой-то одной из них не обязательно знать абсолютно все профессии, достаточно тех групп, к которым расположен человек в силу своих способностей, интересов и склонностей. Существует классификация (группировка) всех видов профессиональной деятельности. Благодаря данной классификации не потребуется подробно изучать каждую из десятка тысяч профессий и специальностей. Достаточно знать типичные их разновидности в классификации и общие требования этого типа профессии к человеку.
Наиболее подробно описывает все множество профессии классификация, предложенная Е. А. Климовым.
2. Работа с карточкой-информатором (см. приложение)
Классификация профессий (по Е. А. Климову).
В зависимости от того, на что направлена активность работника, выделяются 5 предметов труда: ЧЕЛОВЕК, ТЕХНИКА, ПРИРОДА, ЗНАК (СИМВОЛ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ.
С учетом этого все профессии делятся на 5 типов :
I. Человек-Человек (Ч-Ч)
Главное содержание труда профессий типа «Ч-Ч» сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится эта работа. Поэтому существенное значение имеет человека умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их.
Предмет (объект труда) : человек, коллективы, группы.
Требования, которые предъявляет эта профессия к человеку :
- умение устанавливать и поддерживать контакт с людьми;
- эмоциональная устойчивость, выдержка, умение владеть собой;
- доброжелательность, отзывчивость;
- наблюдательность, умение анализировать поведение свое и окружающих;
- интерес к человеку, чуткость к состоянию других людей, способность к переживанию;
- умение убеждать людей;
- развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
- хорошая память;
- аккуратность, пунктуальность, собранность;
- способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовать их взаимодействие;
- хорошее самочувствие.
II. Человек-Техника (Ч-Т)
Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. От работника данного типа профессии требуются точность, определенность действий. Работа с техникой представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретают такие качества как практическое мышление и техническая фантазия.
Предмет (объект труда) – технические машины, аппараты, установки, материалы.
Требования, которые предъявляет эта профессия к человеку :
- точность, определенность действий;
- исполнительская дисциплина, аккуратность;
- точное зрительное, слуховое, кинестетическое и вибрационное восприятие;
- хорошая координация и точность движения;
- умение быстро переключать и концентрировать внимание;
- наблюдательность.
III. Человек-Природа (Ч-П)
Представителей этой профессии объединяет очень важное качество – любовь к природе (не созерцательная, а деятельная).
Особенность биологических объектов состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников; они живут, растут, болеют и гибнут. Специалисту нужно не только много знать о живых организмах, но и предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в системе «Ч-П», должен быть спокойным и уравновешенным, иначе, он передаст свое негативное состояние «клиентам». Впрочем, работа, связанная с природой, сама служит мощным средством нормализации состояния человека. Она успокаивает, вносит в душу гармонию, служит источником вдохновения для людей творческих.
Предмет (объект труда) – живые организмы, растения, животные, биологические процессы.
Требования, которые предъявляет эта профессия к человеку :
- инициативность и самостоятельность в решении конкретных задач;
- заботливость;
- дальновидность, развитое воображение;
- наглядно-образное мышление;
- спокойствие, уравновешенность;
- хорошая зрительная память;
- точное восприятие (особенно зрительное);
- наблюдательность;
- систематичность;
- готовность к работе в сложных погодных условиях.
IV. Человек-Знак (Ч-З)
Специалисту, который работает со знаками, важно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. Также необходимы такие качества как сосредоточенность, усидчивость и хорошее внимание. Особое требование профессия этого типа предъявляет к вниманию.
Предмет (объект труда) – знаки, цифры, коды, таблицы.
Требования, которые предъявляет эта профессия к человеку :
- хорошая оперативная и механическая память;
- абстрактное мышление и воссоздающее воображение;
- сосредоточенность и усидчивость, терпение;
- способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
- хорошая переключаемость и распределение внимания;
- усидчивость, терпение;
- быстрота и точность движений;
- склонность к работе в одиночку.
V. Человек-Художественный образ (Ч-Х) (искусство).
Важнейшие требования, которые предъявляет профессия этого типа, — наличие способностей, творческое воображение, образное мышление и, конечно, трудолюбие.
Среди поэтов, музыкантов, художников очень много меланхоликов. Составляющие этого темперамента - склонность к одиночеству и впечатлительность, чувствительность нервной системы. Эти чувства находят выражение в произведениях искусства.
Предмет (объект труда) – художественные образы, их роли, элементы, особенности.
Требования, которые предъявляет эта профессия к человеку :
- наличие специальных способностей, развитый художественный вкус;
- яркое творческое и воссоздающее воображение;
- развитое зрительное восприятие;
- образное мышление;
- трудолюбие;
- знание законов эмоционального воздействия на людей;
- аналитическое, нестандартное мышление, склонность к творчеству.
3. Подведение итогов:
-Попробуй перечислить 5 типов профессий, о которых ты сейчас узнал.
- Какая информация вызвала у тебя наибольший интерес?
Карточка-информатор
«Классификация профессий (по Е. А. Климову)»