МААМ-картинки

Основные направления работы со сказкой в ДОУ, методы и приёмы, задачи, решаемые с помощью героев сказок и сказочных сюжетов

Анна Елисеева
Основные направления работы со сказкой в ДОУ, методы и приёмы, задачи, решаемые с помощью героев сказок и сказочных сюжетов
▼ Скачать + Заказать документы

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных, творческих, познавательных, умственных способностей дошкольников путём внедрения в образовательный процесс сказочных персонажей. Теоретический материал содержит в себе основные направления работы со сказкой, методы и приёмы, задачи, решаемые с помощью героев сказок и сказочных сюжетов.

Практический материал включает подборку игр и упражнений.

Публикация «Основные направления работы со сказкой в ДОУ, методы и приёмы, задачи, решаемые с помощью героев сказок и сказочных сюжетов» размещена в разделах

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке.

Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Сказка так захватывает детей, что будит их творческую активность, желание додумать, что-то прибавить или вычеркнуть из нее. Этим она помогает речевому и умственному развитию детей, развитию внимания, памяти. Сказка учит ребёнка не бояться трудностей, тем самым воспитывая чувство собственного достоинства, уверенности в собственных силах.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Задачи, решаемые с помощью сказок :

1. Формирование ценностного отношения к жизни,

2. Гармоническое развитие человека

3. Воспитание чувства долга, справедливости, ответственности

4. Воспитание моральных качеств личности дошкольников

5. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать

6. Заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра :

• Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

• Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

• Сложность событий, внешних столкновений и борьбы, что делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей.

• Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

• Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок.

• Поучительный опыт

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Влияние сказок на развитие речи

С помощью сказок взрослый обогащает художественно – речевой опыт детей, решает ряд важных задач по развитию у дошкольников умения описывать, пересказывать, рассуждать, объяснять, так как в восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение.

Сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком.

Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди. Поведение ребенка формируется не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, поговорки.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Для решения данной проблемы необходимо осуществлять работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка - близка его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы поведения и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.

Если рассмотреть классические сказки с точки зрения их терапевтического воздействия, то заметим в них ряд общих черт:

• Они воплощают в метафорической форме конфликт главного героя.

• Воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников (представляющих возможности и способности главного героя, а также в образах разбойников и разного рода препятствий (представляющих страхи и неверие героя).

• Создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает.

• Представляют метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает.

• Дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед.

• Завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.

Сказка находит верный путь к сердцу ребёнка, влияет на развитие мировоззрения, отношения ребенка к учебе, товарищей, родных, учит быть правдивым, честным, откровенным, презирать неправду, бороться с грубостью, ленью, безразличием, одним словом – раскрывает лучшие душевные качества. Таким образом, сказка для ребенка, как сновидения для взрослого,- мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое "Я", свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. В данном приложении авторы предлагают конспекты различных видов детской

5. Лексические упражнения по сказкам

1) Лексическое упражнение «Какой? Какая?» (по сказке «Три медведя»)

Цель: учить детей подбирать прилагательные к предложенным словам, учитывая их характерные особенности.

Материал: картинки по содержанию сказки.

Инструкция к использованию: воспитатель называет героя сказки, а дети подбирают к нему как можно больше прилагательных, которые передают его характерные особенности.

2) Лексическое упражнение «Скажи ласково» (по сказке «Колобок»)

Цель: развивать активный словарь детей.

Материал: сказка «Колобок»

Инструкция к использованию: упражнение проводится преимущественно после чтения сказки, после чего воспитатель предлагает детям назвать ласково животных сказки.

3) Лексическое упражнение «Кто встретился Колобку на дорожке?» (по сказке «Колобок»)

Цель: развивать умение детей внимательно слушать сказку и добирать слова в соответствии с ситуацией и уместным их употреблением.

Материал: сказка «Колобок», картинки с животными

Инструкция к использованию: воспитатель читает детям сказку, а затем спрашивает: «Кто встретился Колобку на дорожке?», а дети подбирают подходящую картинку.

Пересказ содержания прослушанной сказки

1) Сказка «Гуси-лебеди»

Воспитатель задаёт вопросы после прослушанной детьми сказки :

— Как называется сказка?

— О ком в ней рассказывается?

— Почему гуси-лебеди унесли Иванушку?

— Как девочка ответила на просьбы яблони, печки и речки?

— Что сказали ей в ответ печка, яблоня, речка?

— Кто помог сестричке выручить брата?

— Почему на обратном пути печка, яблоня и речка помогали детям?

— Правильно ли девочка вела себя на обратном пути к дому?

— Чем заканчивается сказка?

Взрослый предлагает желающим детям пересказать содержание сказки. Пересказ может быть цельным, по частям (командами, коллективный, творческий, выборочный или же инсценировка за ролями.

Игры

Игра «Узнай сказку»

Воспитатель читает детям отрывки из сказок и предлагает вспомнить их названия.

1) «…Подошла Машенька к избушке, в дверь постучала, а только никто ей не открыл, медведи ведь в лес ушли, и дома никого не было. Вошла тогда Машенька в дом и осмотрелась. И увидела Машенька две комнаты.» (сказка «Три медведя»)

2) «…Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку:

—Здравствуй, бабушка!

—Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

—Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться. …» (сказка «Гуси-лебеди»)

3) «…Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке…» (сказка «Колобок»)

4) «…Поклонились сыновья отцу. Взял каждый из них по стреле и вышли они в чисто поле. Натянули они свои луки и пустили стрелы. Упала стрела старшего сына во дворе одного землевладельца. Подобрала стрелу его дочь. Упала стрела среднего сына во широком дворе одного из купцов. И подняла стрелу купеческая дочь. А стрела младшего сына, Ивана царевича, взвилась высоко, и упала неведомо куда. Шел он, шел, и пришел к болоту. Видит – сидит лягушка и держит стрелу. Говорит ей Иван царевич: «Лягушка, лягушка, отдай мне стрелу». А лягушка ему отвечает: «Возьми меня замуж!». «Да что ты! Как же я женюсь на лягушке?» "Возьми меня. Ведь это судьба твоя". Опечалился Иван царевич. Делать нечего, взял он лягушку и понес ее.». (Сказка «Царевна-лягушка)

Языковые тренировки

1) Языковая тренировка к сказке «Колобок»

Воспитатель предлагает детям:

Придумать шутливые вопросы: бабе, деду, колобку.

Решить проблемный вопрос: «Почему лиса съела колобка?»

— Отправить срочную телеграмму деду и бабе. (Обсуждение телеграммы)

— Подходит ли поговорка к сказке : «Кто хвалится, тот с горы свалится»?

2) Языковая тренировка к сказке «Репка»

Воспитатель предлагает детям:

— Повторить фразы из сказки : «Дед за репку» тихо – громко – тихо; быстро – медленно – быстро.

— Поставить частицу «не» перед словом «репка». Что будет? Что вырастил дед?

— Подходят ли поговорки к сказке : «Одна ласточка весны не делает», «Дружба дружбой, а служба службой».

Публикации по теме:

Годовой план работы на учебный год. Основные направления и задачи работы Годовой план работы на 2019 – 2020 учебный год. Основные направления и задачи работы. Основные направления: 1. Социально-коммуникативное.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы работы с детьми в период адаптации» Метод «песочной терапии». Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена.

Консультация «Основные направления коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с дизартрией» Определяя содержание работы по развитию произносительной стороны речи, мы должны учитывать анализ результатов первичного обследования, сохранных.

Методы и приёмы работы в нетрадиционной технике лепки для второй младшей группыМетоды и приёмы работы в нетрадиционной технике лепки для второй младшей группы Пластилинография — одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать.

Объединение естественнонаучного направления «Я познаю мир»: задачи и формы работыОбъединение естественнонаучного направления «Я познаю мир»: задачи и формы работы Актуальность объединения Ребенку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами.

Основные направления коррекционной работы с детьми разного уровня здоровья .

Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Филиал «Дружба» муниципального дошкольного образовательного учреждения «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области.

Инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми при использовании дидактических игр Тема: «Инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми при использовании дидактических игр» Актуальность темы: Развивающие дидактические.

Презентация «Основные формы и направления работы педагога-психолога» Предлагаю вашему вниманию материал по теме: "Основные формы и направления работы педагога психолога Доу". Консультация подготовлена для.

Консультация «Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ» Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные направления работы со сказкой в ДОУ, методы и приёмы, задачи, решаемые с помощью героев сказок и сказочных сюжетов
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 21:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные направления работы со сказкой в ДОУ, методы и приёмы, задачи, решаемые с помощью героев сказок и сказочных сюжетов» (включая файлы) размещена пользователем Анна Елисеева (УИ 257511) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД