Людмила Лукьянова
Конспект образовательной деятельности для подготовительной группы «В гостях у морского царя»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гостях у морского царя»
Конспект образовательной деятельности
для подготовительной группы
Цель:
Продолжать знакомить детей с представителями подводного мира.
Задачи:
• Образовательные :
Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.
Публикация «Конспект образовательной деятельности для подготовительной группы „В гостях у морского царя“» размещена в разделах
- В царстве Нептуна. Конспекты занятий
- День Нептуна. Сценарии летних развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Показать многообразие, красоту и парадоксальность окружающего мира.
• Развивающие:
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
• Воспитательные:
Воспитывать интерес к морским обитателям, экологическую
культуру.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, кому нужна вода? (ответы детей) Что было бы, если бы не было воды? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте рассмотрим капельку воды на листочке. Скажите мне, капелька – это много или мало воды? (ответы детей)
А вот если воды не капелька, а больше, что это может быть? (ответы детей). А если воды очень много? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какая должна быть вода в реке, море, океане, чтобы в ней могли жить живые существа? (ответы детей). Правильно, вода должна быть чистой. А что может загрязнять воду? (ответы детей). Мы с вами друзья природы, должны ее любить и охранять. Давайте вспомним с вами правила поведения в природе (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы опуститься на морское дно, полюбоваться красотой подводного мира, увидеть и открыть тайны морских глубин? (ответы детей). Тогда надеваем водолазный костюм, маску для дыхания и начинаем погружение.
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в подводном мире. Посмотрите как здесь красиво.
(Неожиданно появляется владыка морей).
Нептун: Гордый я морей властитель,
Рыб, дельфинов повелитель.
Мой дворец на дне морском –
Весь он устлан янтарем.
Что за гости у меня на дне морском?
Всю воду замутили!
Воспитатель: Не сердись царь Нептун, это мы с ребятами решили полюбоваться красотой подводного мира.
Нептун: Ну что ж, поскольку вы мои гости, а я владыка морей, хочу вам показать красоты подводного царства. Но сначала, я хочу проверить каких морских обитателей вы знаете. Отгадайте загадки.
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
(Морская звезда)
В синеве морских пучин
Бродит он по дну один.
Все в присосках восемь ног …
Кто же это? … (Осьминог)
Ползет в море паук -
Восемь ног, пара рук.
В руках клешни,
В глазах - испуг.
(Краб)
По волнам гуляет зонтик,
Если встретите - не троньте!
Вот так чудо, Вот так диво!
Зонтик жжётся, как крапива.
(Медуза)
Он и площадь, и фонтан,
И корабль, и капитан.
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит —
Так живет на свете.
(Кит)
Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик —. (Рыба-еж)
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно.
(Акула)
Нептун: Молодцы, ребята! Загадки вы все разгадали. Путь ваш был не близкий. Я предлагаю вам размяться.
Проводится физкультминутка «Морские обитатели».
Нептун: А теперь, как я и обещал, покажу вам всю красоту подводного царства. Царство мое огромное, так быстро его не обойдешь!
На АРМЕ (слайд с актинией).
Нептун: Смотрите, кто вас встречает. Показывает на картинку с изображением актинии.
Воспитатель: Какая красота! Ребята, а что же это такое, как вы думаете? (ответы детей).
Воспитатель: Если это цветок, то где листья, стебелек? Если это рыба, то где хвост, плавники? Если это не рыба и не цветок, тогда что же?
Нептун: Актинии — хищные морские организмы, ведущие сидячий образ жизни. Могут вырастать до 1 метра в высоту, а некоторые представляют опасность для человека, вызывая болезненные ожоги. Это одиночное животное, не имеющее твердого скелета, обычно ярко окрашенное. Актинии распространены в морских прибрежных водах, где они прилепляются подошвой к любому твердому предмету и могут медленно ползать по нему. Обычно актиния стоит себе на одном месте, точно дремлет, но вот приближается к актинии стайка шустрых мальков. «Спящая красавица» мигом просыпается, напрягает ядовитые щупальца – цап! Пропадай малек, пойдешь хищнице на завтрак. В центре тела находится ротовая полость, окруженная небольшими щупальцами. Эти щупальца снабжены стрекательными клетками, которые используются актиниями в охоте и для самообороны. Щупальца содержат яд, состоящий из смеси токсинов. Он парализует жертву и позволяет не очень шустрому хищнику спокойно подтянуть обездвиженную жертву поближе ко рту. Яд актиний высоко токсичен для рыб и ракообразных, составляющих ее основной рацион питания. Рыбы-клоуны — одни из немногих морских рыб, которые не боятся находиться рядом с актиниями. Эти некрупные рифовые рыбки всю свою взрослую жизнь проводят в «зарослях» шупальца актиний. Они вымывают остатки пищи и вентилируют воду. В благодарность актиния защищает рыб-клоунов от рифовых хищников — групперов, мурен, рифовых акул.
Нептун: А вот еще необычные обитатели подводного царства.
Кораллы – это тоже живые существа – животные. Живые кораллы под водой напоминают сказочный лес. Они имеют разнообразнейшие формы, но чаще всего похожи на ветви деревьев зимой. Коралл – это не одно существо, а целая колония, которая состоит из нескольких миллионов полипов. Каждый член этой гигантской колонии прилипает «подошвой» к твердому основанию, а с другой стороны у него располагаются щупальца и рот. Кораллы обитают в море; они неподвижны и по виду напоминают ветви растений. Однако все же это не растения: каждая ветвь коралла — это скопление мельчайших животных, коралловых полипов. Такие скопления называются колониями. Каждый полип образует вокруг себя защитную известковую оболочку. Когда рождается новый полип, он прикрепляется к предыдущему и начинает строить новую оболочку — так коралл «растет». «Рост» коралла составляет около 1 см в год в благоприятных условиях. Большие скопления кораллов образуют так называемые коралловые рифы. Коралловые полипы обитают в тёплых тропических морях, где температура воды не ниже 20 °C, и на глубинах не более 20 метров, в условиях обильного планктона, которым они питаются. Обычно днём полипы сжимаются, а ночью вытягиваются и расправляют щупальца, с помощью которых ловят различных мелких животных. Окраска коралла может быть самой разнообразной : красной, черной, белой и молочной, розовой, реже – голубой и желтой. Коралловый известняк в некоторых странах используется в строительстве. Отдельные виды кораллов высоко ценятся как материал для различных украшений. Именно поэтому некоторые кораллы оказались на грани уничтожения и в настоящее время нуждаются в тщательной охране от браконьеров. С магическими свойствами кораллов связывается множество легенд и поверий. В Индии верили в святость кораллов, полагая, что они оберегают от опасностей. Древние греки считали розовый коралл символом мудрости, счастья и бессмертия. В античные времена считалось, что амулет из коралла защищает от молний и тайфунов. Коралл - талисман путешественников - хранит владельца от насилия, бурь, штормов и пожаров.
Воспитатель: Спасибо тебе царь Нептун за великолепное путешествие по подводному миру. Ты так все интересно ребятам рассказал. Владыка морей, а ребята хотят с тобой поиграть в игру «Море волнуется раз».
(Нептун проводит с детьми игру).
Нептун: Ребята, а я приготовил для вас еще одну игру «Угадай кто спрятался». Хотите еще со мной сыграть? (Нептун проводит с детьми игру).
Нептун: Какие вы молодцы.
Воспитатель Ребята, нам пора попрощаться с Нептуном и возвращаться в детский сад. (Дети прощаются и благодарят Нептуна)
Воспитатель: Отправляемся на нашу подводную лодку. Снимаем
Водолазные костюмы. Всплываем.
Волны, волны расступитесь! Дети в детский сад вернитесь!
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие.
Вам понравилось наше морское путешествие? Что больше всего запомнилось, с какими морскими обитателями мы с вами встретились? (Ответы детей).