Александра Чулкова
Конспект НОД «Загадки Морского царя»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 3 «Соловушка"
ФГОС
Конспект образовательной деятельности
в группе общеразвивающей направленности
для детей 4-5 лет
«Загадки Морского царя»
Разработала:
Карпенко Александра Анатольевна
Воспитатель
1 квалификационная категория
г. Рыльск
Программные задачи:
Образовательные:
- познакомить с хищным морским животным - осьминогом, его внешним видом, образом жизни;
Темочки:
- В царстве Нептуна. Конспекты занятий
- День Нептуна. Сценарии летних развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Темочки
- закрепить знания детей об обитателях подводного мира, продолжать учить называть и узнавать их;
- обогащать словарь детей.
Развивающие:
- развивать речь, память, внимание;
- познавательные способности детей;
- наблюдательность, любознательность;
- мышление при отгадывании загадок;
- крупную и мелкую моторику;
- чувство композиции;
- развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру;
- бережное отношение к обитателям подводного мира;
- дружеские отношения.
- интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Оборудование: музыка, Морской царь, картинка с изображением осьминога, ноутбук, стаканчики с водой, камешки, трубочки, вулкан.
Словарная работа: осьминог, щупальца, головоногий, вулкан.
Звучит музыка.
Дети входят в группу, делают круг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь поприветствуем друг друга такими словами:
К тебе я обращаюсь, друг,
Вставай скорее с нами в круг.
Почувствуй радость и тепло
И как с друзьями хорошо!
Воспитатель: С друзьями хорошо вместе?
Дети: Хорошо.
Воспитатель: Чтобы наша дружба не прекращалась, предлагаю завязать узел дружбы. Я протяну вам свою ладонь, а каждый из вас положит свою ладошку на мою.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какой крепкий узел у нас получился!
Звучит музыка «Волнение моря»
Воспитатель: Ой, что это за звуки?
Дети: Это звуки воды
Воспитатель: Да, дети, правильно, это море разговаривает с нами. Ребята, а хотели бы вы опуститься на морское дно, полюбоваться красотой подводного мира, увидеть и открыть тайны морских глубин?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда нам надо пройти по кругу и произнести волшебные слова: «Дружно повернись, морской берег появись».
Дети идут по кругу и произносят слова
Воспитатель: Вот мы и на морском берегу. Слышите, как море шумит? Какой свежий морской воздух! Давайте разведём руки в стороны, сделаем глубокий вдох носиками и выдохнем ротиками. Наши лёгкие наполняются свежим воздухом. Мысли становятся ясными. Вы готовы к погружению на морское дно?
Дети: Да.
Воспитатель: Что нужно для подводного плаванья?
Дети: Маска, ласты, акваланг.
Воспитатель: Тогда надеваем водолазный костюм, ласты, маску для дыхания, акваланг и начинаем погружение.
Звучит музыка «Волнение моря»
Проводится физкультминутка «Море»
Мы спускаемся на дно,
Где все видно хорошо.
Вот под струями воды
Водоросли, посмотри!
А вот краб ползет
И свой дом несет.
А кораллы растут
Разной формы там и тут.
Дети, двигаясь под музыку, с помощью рук и тела имитируют движение под водой.
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в подводном мире. Что мы видим здесь?
Дети: Мы видим разных морских животных, ракушки…
Звучит тревожная музыка. Появляется Морской царь – Нептун.
Нептун:
Я пучины повелитель,
Грозный царь соленых вод,
Чтобы дальше вам пройти,
Должны ответы вы найти.
Отгадайте все загадки
И шагайте без оглядки!
Воспитатель: Ой, ребята, не хочет нас Морской царь дальше пропускать, придется отгадать его загадки. Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно
Если звездочка устала,
Нет в ней света, нет в ней жара,
То она живет на дне,
В океанской глубине.
(Морская звезда)
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбешкой пляшет.
Назови его дружок:
Рыбок друг – … (Морской конек)
Ползают по дну …
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Показываю картинку с изображением осьминога.
Воспитатель: Еще одна загадка Морского царя :
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я – …
Дети: Осьминог
Воспитатель: Такое название дали ему не случайно - у него восемь щупалец, или как еще называют ног. А расположены они на голове, за что осьминога и называют головоногими моллюсками. Он живёт в тёплых морях и океанах, питается рыбой, морскими звёздами, другими моллюсками. Передвигается по дну моря с помощью щупальцев, которых ровно восемь. Есть у него и враги. А как же он от них спасается? Это мы с вами узнаем из фильма об этом удивительном животном. Посмотрите фильм внимательно и скажите, как осьминоги спасаются от врагов?
Просмотр видео
Воспитатель: Вам понравился фильм? Как осьминог спасается от врагов?
Дети: Осьминоги меняют свой цвет в случае опасности, стреляются чернилами.
Воспитатель: Что еще узнали об осьминогах?
Дети: У осьминога 3 сердца.
Воспитатель: Ребята, осьминог приглашает нас поиграть в игру «Рыбки и осьминог»
При помощи считалки дети выбирают осьминога.
Ребенок изображает осьминога, спящего в стороне. Дети бегают врассыпную. После слов "Осьминог" пытается их догнать или достать щупальцами. Тот, кого поймает осьминог, выбывает из игры.
Дети:
Рыбки плавают, ныряют,
Резво хвостиком виляют.
Вдруг навстречу осьминог,
Распахнул все восемь ног.
Осьминог:
Рыбки, рыбки, берегитесь,
На пути не становитесь,
Я нисколько не шучу,
Быстро вас я проглочу!
Игра повторяется.
Воспитатель: Дети, следующая загадка Морского царя - как все морские обитатели живут в воде, не погибают? Чем они дышат?
Дети: Не знаем
Воспитатель: Все обитатели подводного мира – рыбы, животные, растения дышат воздухом, который находится в воде и поэтому не погибают. Пройдемте в морскую лабораторию, и я вам покажу на опыте, что в воде есть воздух.
Воспитатель: Подходите ближе, посмотрите, сколько здесь интересного! Что вы видите?
Дети: Я вижу стаканчики с водой, я вижу камешки и т. д.
Воспитатель: Дети надо помнить, что это волшебная лаборатория и все, что здесь находиться тоже. Поэтому без разрешения ничего трогать нельзя! Вы запомнили?
Дети: Да, запомнили!
Воспитатель: Один конец трубочки опустите в воду, а другой возьмите в рот и подуйте. Что наблюдаете?
Дети: Появляются пузырьки
Воспитатель: Возьмите камушек и опускайте в стакан с водой. Что появляется в воде?
Дети: Появляются пузырьки
Воспитатель: Правильно, появляются пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха, значит, в воде есть воздух, и камешек выталкивает воздух из воды на её поверхность в виде пузырьков.
Воспитатель: Ребята, чем же дышат морские обитатели?
Дети: Морские обитатели дышат воздухом, который находится в воде.
Нептун: Молодцы, ребята! Загадки вы все разгадали, за это я вам сделаю необыкновенный подарок. Закройте глаза.
Воспитатель: Ой, ребята, что это такое?
Дети: Подводная гора
Воспитатель: Я, кажется, догадалась! Это – подводный вулкан. Дети, вы знаете, что такое вулкан?
Дети: Вулкан - это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.
Звучит громкая музыка
Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает», давайте отойдем подальше от него.
Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает лимонную кислоту. Дети наблюдают извержение вулкана.
Воспитатель: Ой, ребята, здесь очень опасно, нам пора возвращаться. Мне бы очень хотелось взять эту морскую звезду с собой. Как вы думаете, можно это сделать?
Дети: Нет, нельзя
Воспитатель: Правильно дети. Не надо морскую звезду забирать на сушу. Каждое существо приспособлено к определенной среде обитания. Морские обитатели должны жить в море. Предлагаю на память насобирать ракушек.
Дети собирают ракушки
Воспитатель: Ракушки кладите ко мне в мешочек, на суше я вам их верну.
Под музыку дети поднимаются из морских глубин на поверхность и садятся за столы.
Перед ними лежат ракушки, морские жители. Надо разместить их на картине с пластилиновой основой.
Воспитатель помогает детям составить картину
Воспитатель: Какие морские животные есть на нашей картине?
Дети: Осьминоги, морские звезды, крабы…
Воспитатель: Красивая картина у нас получилась! Мы будем смотреть на нее, и вспоминать наше путешествие на морское дно. А на память о нашем путешествии я хочу подарить вам ракушки, которые вы собрали на морском дне.
Вручаю детям ракушки.
Звучит музыка, дети выходят.