Светлана Мясникова
Конспект НОД «В гостях у хозяйки Медной горы и Данилы-мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
Тема: «В гостях у Хозяйки Медной Горы и Данилы-мастера»
Возрастная группа: дети подготовительной к школе группы (дети седьмого года жизни)
Форма НОД: творческое занятие
Форма организации: групповая
Средства наглядные: самоцветы; оформленная выставка сказов П. П. Бажова, рисунков к произведению П. П. Бажова, украшений, компьютерная презентация «Найдёшь ли прекрасней уральского края.»
мультимедийные: ИКТ (проектор, ноутбук)
Публикация «Конспект НОД „В гостях у хозяйки Медной горы и Данилы-мастера“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Средства литературные: (художественное слово) приветствие, загадка о Хозяйке Медной горы о Даниле-мастере, физкультминутка, стихи об Урале: Л. Татьяничева «Гордое имя – Урал»
Средства музыкальные: народный хоровод «Во поле березка стояла», В. Казенин «Малахитовая шкатулка», «Уральский хоровод» музыка А. Филиппенко, А. Аренский «Сказка»
Задачи образовательной программы:
1. Изучать культурно-историческое наследие Урала
2. Развивать интерес к камнерезному и ювелирному искусству
3. Воспитывать уважение к труду народных умельцев
Приветствие Вход детей под хоровод «Во поле берёзка стояла»
Презентация, слайд 1 Дети заводят хоровод, здороваются
Стихотворение Л. Татьяничева «Гордое имя – Урал»
Задает вопрос: «Найдёшь ли прекрасней Уральского края?»
Ответы детей в стихах:
Кира: Здесь горные реки в ущельях играют,
Здесь горы в зеленых, лохматых уборах,
Прозрачные воды шумят на озерах.
Саша: Здесь золотом, хлебом богата земля.
Кругом самоцветы, железо, руда.
Тимофей: Живут здесь умельцы-мастеровые,
Из камня цветы вырезают живые.
Рома: Слова здесь
не ценят, а ценят дела,
Чтоб дружбою крепла уральцев семья.
Вова: Здесь сказы Бажова все помнят и знают.
Рябинка листвою тихонько качает.
Все дети: Любимый Урал! Недаром ты гордостью Родины стал.
Формулировка цели
Ребята, а Вы знаете что издавна называли каменным поясом России? (Уральские горы) Слайд 2.
Чем славится земля уральская? (Полезными ископаемыми)
Слайд 3. Ребята, предлагаю Вам отгадать загадку:
Платье её всё в камнях самоцветных, весь в самоцветах дивный венец.
Знает места горных кладов заветных, недра земные раскрыв, как ларец.
А перед вами то девой является с медью звенящею, длинной косой,
То малой ящеркой ловко скрывается между камней, окропленных росой.
Ведомы ей все секреты ремесел, что из камней создают красоту,
Люди её с той далекой поры кличут. (Хозяйкою Медной Горы)
Организация
Звучит музыка В. Казенина «Малахитовая шкатулка».
Появляется Хозяйка Медной горы :
Здравствуйте, гости дорогие! Это кто пожаловал в мои горы заповедные, мастеровые люди или бездельники? Зачем пришли, богатства мои высматривать или поучиться?
Дети: Поучиться!
Хозяйка Медной горы : Ну коли так, так другой разговор! Но вы знаете, что в ученики к себе беру не всякого. Только смелые да удалые, весёлые да умелые попадают ко мне в гору. Вот сейчас я посмотрю как вы умеете веселиться да хороводы водить.
Хозяйка Медной горы : Да, вижу хороводы вы водить умеете, а загадки отгадывать мастера?
Сироткой рос мальчишечка: голубонькие глазоньки.
Волосики кудрявеньки, а сам, наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича Малахитову делу обучался
И с самой Хозяйкой медной, говорят в народе знался.
Заводят «Уральский хоровод»
1. На лужке у ворот, где рябина растет мы в тенечке, холодочке заведем хоровод.
2. Неспроста говорят, что Урал наш богат
Изумруды и алмазы ярче солнца горят!
3. Есть у нас малахит, есть руда и гранит
и полезный самый лучший уголек антрацит.
4. Кто у нас побывал, кто наш край повидал не забудет, не забудет голубой наш Урал!
Планирование
Музыка А. Аренского «Сказка»
Появляется Данила-мастер : Здравствуй, народ уральский! Узнали Вы меня? Я к вам не с пустыми руками пришёл, а с инструментом своим. Кайло служит для раскалывания горных пород и камней. Клин я забиваю в раскол каменной плиты, для того чтобы разломить её. А если попадётся маленький камешек, то пригодится такой инструмент как кирка. Вот так и трудятся мастеровые люди. А скажите, знают дети, что такое самоцветы? На Урале проживая, знают дети или нет, что волшебным называют каждый камень самоцвет. В горы Вас я приглашу и богатством удивлю! Ребята, давайте поиграем в мастеров горного дела, я буду загадывать загадки о камнях, а Вы с помощью Хозяйки Медной горы будете находить нужный камень, а на нашем волшебном экране, мы увидим какие изделия делают из этих камней.
Слайд 5
1. Этот камень нежный с Урала, нежным цветом зелёным манит. Думаю, что уже Вы узнали, что камень зовут. (малахит)
Слайд 6
2. Он то прозрачен, то слегка с дымком, вам очень самоцвет этот знаком. Похож он с виду чуточку на лёд, кто первым этот камень назовёт (горный хрусталь)
Слайд 7
3. В моей земле богатства скрыты, она и золото хранит. И рядом с медью малахиты, железо, мрамор и. (сердолик)
Слайд 8. Молодцы, загадки мои угадали, порадовали меня своими знаниями. А теперь скажите, знаете ли вы, как зовут мастеров, которые делают изделия из камней-самоцветов? Давайте посмотрим на экран.
Слайд 9. Камнерезы умеют делать такую красоту - это крупные изделия из камня, которыми оформляют помещения. А как вы думаете, кто такой ювелир?
Слайд 10 Профессия ювелира является одной из самых древних, ведь еще издавна люди любили себя украшать. Первые украшения изготавливались из различных подсобных материалов, это были ожерелья из клыков животных, бусы из ракушек, красивые камушки с дыркой на полоске из кожи.
Слайд 11.
Михаил: Ювелир мастерит украшения всем красавицам на загляденье. Из золота - колечко, из рубина - сердечко.
Данило-мастер : Ребята, у нас ведь тоже есть мастерская и мы с Хозяйкой Медной Горы Вас туда приглашаем. Знаниями Вы нас порадовали, вот мы теперь и умения Ваши проверим! Но прежде чем взяться за работу, мы должны позвать с собой помощников. А теперь в путь:
Слайд 12.
Дети и взрослые приходят в мастерскую, где на столах приготовлен необходимый материал для творческой деятельности (леска, бусинки, пластилин, стеки, доски для лепки, эскиз каменной чаши, влажные салфетки для рук).
Данила-мастер :Ребята, посмотрите, какая красота, так и хочется что-то сделать с этим замечательным материалом.
Хозяйка Медной горы :
Давайте сперва посмотрим нашу выставку изделий из камня. Что можно изготовить из самоцветов?
Данила Мастер : Сегодня Вы у нас в гостях, и Вы наши подмастерья. А помощь нужна и мне, и Хозяйке Медной Горы. Я буду украшать малахитом макет каменной чаши, а Хозяйка Медной горы делать бусы.
Слайд 13 Дети делятся на группы, вспомнив технику безопасности, приступают к работе.
Физкультминутка
По тропинке мы шагаем, выше ноги поднимаем
не боимся мы преград, встрече с новым каждый рад (шаг с подниманием коленей)
Шире шаг, шагай смелей, вправо-влево повернись (повороты)
Самоцветными камнями полюбуйся, наклонись (наклоны)
Впереди видна гора, нам спешить туда пора, мы ребята - мастера!
Под спокойную музыку идёт продуктивная деятельность
Результат - готовые изделия
Рефлексия
Данила Мастер : Как Вы работали, быстро да умело, вот это настоящие мастера!
Хозяйка Медной Горы : Ну вот и закончилось наше путешествие по моим владениям, Вы хорошо потрудились. Спасибо и вам и помощникам нашим.