Ольга Смирнова
Конспект занятия «В гости к амурскому тигру»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия, при которых дети познакомятся с амурским тигром, как с животным, занесенным в Красную книгу. Вызвать положительный эмоциональный настрой к тигру.
Задачи:
• Формировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее сохранять.
• Воспитывать любовь к природе и ее обитателям.
• Закрепить знания детей о заповедниках и представителях флоры и фауны.
• Развивать и тренировать зрительную и слуховую память, концентрацию внимания детей.
• Развивать аналитическое мышление.
• Закрепить навык правильного произношения звука «р».
Публикация «Конспект занятия „В гости к амурскому тигру“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Тигр, тигрята, амурский тигр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• Развивать фонематических слух.
Оборудование и материалы: магнитофон; иллюстрации с изображением заповедника; мягкая игрушка тигрёнок; звук вертолета; карточки с изображением животных для игры «Фотоохота», звуки животных (медведь, волк, лисица, тигр, змея, лягушка, тигренок); загадки о животных (медведь, белка, заяц, тигр, волк).
Предварительная работа: ознакомление с заповедниками; чтение художественной литературы о тиграх и жителях тайги.
Знакомство с Красной книгой; прослушивание аудиокассет «Голоса леса»; загадывание загадок; рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие. Мы посетим заповедник. Я предлагаю полететь туда на вертолете.
(Звук вертолёта. Имитация посадки на вертолет — дети садятся на стульчики и одевают большие наушники, приземление, выход их вертолета)
Воспитатель. Вот мы и в заповеднике! Посмотрите, какая красота вокруг! Какой воздух чистый и прозрачный! Какие удивительные песни поют птицы (звуки поющих птиц в лесу).
А вы знаете, зачем нужны заповедники?
Предполагаемые ответы детей. Охранять природу и животных
Воспитатель. Тайга-это удивительное место на земле. А кто из вас, ребята, знает, какие деревья здесь встречается чаще всего?
Предполагаемые ответы детей. Хвойные — кедр, сосна, лиственница, ель.
Основная часть
(Слышится рычание тигра)
А кто же так может рычать?
Предполагаемые ответы детей. Тигр!
(Слышится урчание кошки)
Воспитатель. Ребята, слышите? Это, кажется, кошка мурлычет? Но разве живут кошки в лесу?
Дети высказывают предположения.
(из-за дерева виднеется тигренок.)
Воспитатель. Кто же это там?
Предполагаемые ответы детей. Тигрёнок!
(Воспитатель подходит и берет его на руки)
Воспитатель. Посмотрите, какой он красивый. Шерсть у тигренка оранжевая с черными полосами. Такая пестрая окраска делает его незаметным среди камышей, тростника и густого кустарника.
Тигрёнок. Меня зовут Тигрёша. И я не просто тигренок! Я — амурский тигр, еще меня иногда называют уссурийским или сибирским тигром! Называют нас так, потому что мы живем в бассейне рек Амур и Уссури. Тигры тоже кошки только дикие и очень большие. Как и кошки мы языком чистим шерсть и морду, но в отличие от них любим плавать.
Воспитатель. Тигрёша, а почему ты сначала рычал, а потом замурлыкал, как кошка?
Тигрёша. Это потому, что я услышал ребят и захотел познакомиться с ними. Когда тиграм угрожает опасность или они чем-то недовольны мы рычим, но когда опасности нет, то мурчим как домашние коты.
Воспитатель. Как интересно! А где ты живешь?
Тигрёша. Раньше мой дом был очень большим, но из-за вырубки лесов он значительно сократился и сокращается с каждым днем и если бы не заповедники, то, возможно, мне негде было бы жить.
Тигрёша. А сейчас мы поиграем с вами и заодно я проверю, что вы знаете обо мне!
Ем я мясо, как всегда
Я ведь прав, ребята? (ДА)
Ловлю я рыбу из реки
Чтоб сварить себе ухи? (НЕТ)
В свой любимый день рожденья
Пью я чай с малиновым вареньем? (НЕТ)
И беру с собою в сад
Чипсы, колу, шоколад? (НЕТ)
Я поймаю в два прыжка
И съем оленя, барсука? (ДА)
Могу ведь я, и скушать даже пару лягушек? (ДА)
А на полдник кушаю яблоки и груши? (НЕТ)
Воспитатель. Тигрёша! А где же твоя мама?
Тигрёша. Не знаю! Я потерялся! Мне очень страшно без мамы, ведь тигрёнка в тайге ждут одни неприятности!
Воспитатель. Ребята, а почему тигренку трудно в тайге без мамы?
Предполагаемые ответы детей. Может растерзать кабан, медведь, взрослый тигр или ужалить ядовитая змея. Может попасть в капкан и попасть в руки к браконьерам. Может пострадать от людей, которые вырубят лес и распугают всю добычу и тигренок останется голодным.
(В зависимости от ответов детей, тигренок дополняет и резюмирует)
Воспитатель. Бедняга! Ребята, а давайте поможем найти тигренку его маму?
Предполагаемые ответы детей. Да!
4. Дидактическая игра «Угадай животное по следу»
Тигрёша. Я знаю, что мою маму можно найти по следу!
Воспитатель. Посмотрите, ребята! Это же чьи-то следы! Кому же они принадлежат?
( На полу следы: медведя, белки, зайца, тигра и волка. Дети называют чьи это следы. При затруднении загадываются загадки о животных)
Тигрёша. Спасибо, ребята, что помогли! Это точно следы моей мамы! Давайте пройдем по ним и найдем мою маму!
5. Физкультминутка «По следам тигрицы…»
Воспитатель. Следы ведут нас по узенькой тропинке, вдоль глубокого обрыва (шаг в одну ногу, держатся за руки,петляют среди деревьев (ходьба змейкой, прерываются небольшим ручейком (перепрыгивают, ветви деревьев мешают нам идти (раздвигаем руки в стороны, на пути много небольших оврагов (перешагивают, мальчики подают руку девочкам при перешагивании).
(Дети идут по следам имитируя хождение по лесу. Звучит музыка: звуки леса).
(Очень тихо слышится рычание тигра).
6. Дидактическая игра «Порычим, как тигры»
Воспитатель. Ребята, слышите? Кто-то рычит вдалеке! Это, наверное, мама-тигрица! Но она очень далеко и может не услышать своего малыша! Давайте поможем Тигрёше позвать маму и будем рычать как тигры!
Дети подражают рычанию тигра (р-р-р-р-р)
Тигрёша. Спасибо, ребята! Вы помогли найти маму. Какие вы все молодцы!
Тигрица. Спасибо, ребята, что помогли нам найти друг друга. Наша численность крайне мала. В мире нас осталось всего чуть более 400 тигров, это даже меньше, чем людей проживающих в одном 9-ти этажном доме.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему амурских тигров так мало осталось?
Предполагаемые ответы детей. Вырубка лесов, уменьшение количества пищи, убивали тигров ради красивой шкуры.
Тигрица. Вы правы, ребята! Человек сделал много плохого, но именно благодаря человеку мы не исчезли с лица земли! Люди тщательно нас охраняют- нас отлавливают и одевают специальные ошейники, с помощью которых следят за тем, чтобы с нами не приключилось беды. Амурские тигры занесены в Красную книгу. А вы знаете, что это за книга?
(Показ изображения Красной книги)
Предполагаемые ответы детей. Красная книга-это список охраняемых редких и исчезающих видов растений и животных.
Тигрица. Люди заботятся о нас, даже подкармливают нас в голодные времена.
Тигреша. Нас осталось очень мало, но в ваших силах сохранить Амурских тигров!
Воспитатель. Ребята, а как мы можем помочь амурским тиграм?
Дети высказывают свои предложения.
9. Завершение занятия
Тигрица. Я вижу, что вы устали и предлагаю вам немного отдохнуть перед обратной дорогой.
(Дети ложатся на ковер и закрывают глаза)
Тигрица. Прилягте на мягкую зеленую травку, примите удобную позу и закройте глаза. Представьте как журчит вдалеке ручеек, шумят листва деревьев и травы, как поют птицы и мимо пробегают жители тайги. Почувствуйте дуновение ветерка. Подключите все органы чувств для восприятия того, что происходит в тайге, запомните свои ощущения.
(дети лежат на ковре, имитирующих траву.)
(слышится вдалеке звук вертолета)
Воспитатель. Нам пора прощаться ребята с нашими друзьями!
(Дети прощаются. Слышится звук вертолета, дети имитируют посадку, полет и приземление).
Воспитатель предлагает детям поделиться своими впечатлениями от путешествия, спрашивает у детей, что они смогут рассказать своим друзьям, знакомым и родителям об амурском тигре.