Роман Коршунов
Кто такой бизнес-тренер?
▼ Скачать + Заказать документы
Кто такой бизнес-тренер
Метафора: «3 кита» — основы основ, на которых держится Земля.
На чем основывается успех бизнес-тренера? Можно выделить 3 составляющие, необходимые для успеха в этой профессии.
Темочки:
1. Профессиональные компетенции. Сегодня уже окончательно утвердилось мнение, что бизнес-тренер — это профессия, а, значит, предполагает определенные знания, умения, навыки и владение профессиональными технологиями. Также и специальную подготовку, которая все это дает.
Зачастую представление о тренерских компетенциях у новичков, да и не только, очень узкое. Что необходимо тренеру? Навыки работы с группой, умение провести тренинг интересно, зажигательно, динамично. Работа тренера представляется с того момента, когда тренер открывает дверь, заходит в группу и. cам тренинг видится, главным образом, как процесс коммуникации с группой, в основе которого — импровизация и собственное мастерство ведущего.
На самом деле, профессиональные компетенции бизнес-тренера значительно шире, а тренинг — не только процесс обучения. Это еще и:
— инструмент в решении задач организации, который важно уметь грамотно применять;
— продукт, нуждающийся в продвижении на внешнем рынке или внутри своей компании;
— учебно-методический комплекс, разработанный в соответствии с определенными требованиями;
— компонент в системе корпоративного обучения и развития персонала;
— этап работы бизнес-тренера (о других этапах можно узнать на тренинге тренеров).
Чтобы подготовить бизнес-тренера, в основе обучения должна лежать четкая концепция или модель профессиональных компетенций, признанная специалистами и проверенная практикой. Например, Модель тренерских компетенций, разработанная Российской Академией Бизнес Образования (РАБО) в целях профессиональной аттестации бизнес-тренеров. Соответствие программы тренинга тренеров этой модели означает подготовку профессионального бизнес-тренера, способного самостоятельно провести весь цикл работ по обучению персонала: от прояснения запроса на тренинг и диагностики потребности в обучении до этапа оценки эффективности обучения и организации посттренинговых мероприятий.
Полнота знаний и владение технологиями на всех этапах работы дадут возможность выпускникам программы разрабатывать и проводить свои тренинги сразу после обучения.
2. Личность тренера. Личные качества (личные компетенции) тренера столь же важны, как и профессиональные знания и навыки, поскольку выступают одним из главных инструментов работы с группой. При этом нет универсального тренерского портрета, под который участникам стоит «подгонять» себя в надежде на успех в любой аудитории. Главное, чему учит тренинг тренеров — осознанному проявлению своей индивидуальности в рамках тренерской работы. Тренеру важно научиться «работать с собой», развивать особую субличность — «Я-Тренер». Как это происходит?
Во-первых, через проявление участников в различных профессиональных ситуациях. Здесь поможет система индивидуальных тренерских заданий для каждого: с первого же дня участник тренинга тренеров — ТРЕНЕР, он работает с группой, проводит разминки, упражнения, игры.
Во-вторых, грамотно организованная ведущим тренинга обратная связь: интервизорская (от участников группы) и супервизорская (от тренера, в том числе с разбором видеозаписей, которые являются неотъемлемой частью обучения бизнес-тренеров.
В-третьих, рефлексия, осознание собственных компетенций, индивидуальных особенностей. Особенно эффективна в групповой работе с ее многообразием проявлений и возможностью сравнивать.
И, наконец, принятие своей тренерской индивидуальности: Какой я тренер? В чем мои сильные стороны, и каковы мои ресурсы? Как воспринимает меня группа: что стоит принять как должное, а что возможно изменить? Определение дальнейшего развития.
Сбалансированная тренерская личность строится на знании и принятии своих индивидуальных проявлений в группе, причем принятие как любви, признания, так и сопротивления участников, которые, так или иначе, вызывает каждый тренер, и осознанном их использовании в тренерской работе.
Такой индивидуальный подход к развитию личных компетенций будущих тренеров возможен в условиях обучения в группе, где количество участников не превышает 12 человек.
Формируя индивидуальное «Я-Тренер», ценно соотнести себя и с 3-мя тренерскими типами, на основе структограммы: какой я — «Синий», «Красный» или «Зеленый» тренер? И как, соответственно воспринимает меня группа.
Многие участники тренерских программ отмечают, что почувствовать себя тренером им помогло наблюдение за разными тренерами, ведущими обучение: они увидели, что на практике успешными могут быть разные стили, и разные тренеры. А значит и они тоже!
3. Бизнес-мышление. Как любит повторять мой коллега, в слове «бизнес-тренер», «бизнес» пишется первым. Что это значит? Тренер, работающий в компании, должен мыслить бизнес-категориями, знать ситуации современных организаций. Каким образом формируется бизнес-мышление на тренинге тренеров? Есть несколько важных аспектов, которые должны быть заложены в программу.
А. Программа подготовки именно БИЗНЕС-тренеров, в отличие от тренингов тренеров, где обучают проводить как тренинги личностного роста, так и бизнес-тренинги. На наш взгляд, бизнес-обучение имеет существенные отличия, которые определяют необходимость подготовки бизнес-тренеров в самостоятельном формате:
— ориентация на конкретный запланированный результат;
— достаточно жесткий временной формат и высокая динамика, не предполагающая глубокого погружения в личностный пласт в работе с участником;
— совмещение целей компании и индивидуальных целей участников обучения в едином процессе обучения;
— оперирование категориями профессиональной эффективности, успешности, результативности специалиста;
— ориентация на конкретные действия, решение реальных ситуаций, направленность на практику ежедневной работы специалиста.
Б. Состав участников группы. Хорошо, когда это бизнес-аудитория — специалисты, сотрудники компаний, имеющие профессиональную подготовку и ориентированные на дальнейшее профессиональное развитие в организации. Такая целевая аудитория дает дополнительный эффект - участники обмениваются опытом работы в своих компаниях.
В. Ведущие программы. Здесь однозначно преимущества у практикующих бизнес-тренеров, отлично знающих тренинговый бизнес, побывавших в разных тренерских «ипостасиях» : тренинг-менеджерами в организации, независимыми тренерами, тренерами-консультантами консалтинговых компаний; руководителями. Для такого бизнес-тренера тренинги не просто профессия, «подработка», самореализация. Это, в первую очередь, бизнес, в котором он успешен. Именно это особенно ценно, именно это он передает своим участникам.
В бизнесе недостаточно научить специалиста, что и как делать. Важно сформировать у него видение: где и как я могу это применить? Для каких целей? Чего достигну? Как использовать полученные возможности?
В ответах на эти вопросы, выпускники тренинга тренеров порой удивляют своих «учителей» : они не только работают бизнес-тренерами, но и обучают своих подчиненных, будучи руководителями отделов, проводят тренинги для организаций и имеют солидный дополнительный заработок, и даже открывают свои тренинговые компании!
Но, пожалуй, самое важно, — они становятся тренерами для самих себя, «тренерами по успеху». Ставят перед собой цели: где работать, как работать, какие тренинги и на какие темы я хочу вести; и определяют пути их достижения.