Елена Борисова
Использование головоломок для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельность – это постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. Крутецкий В. А. трактует понятие самостоятельность, как подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельный человек не поддаётся попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Однако это не значит, что он отвергает всякое чужое мнение. Самостоятельный человек всегда готов рассмотреть чуткие советы и указания, оценить их и, если они разумны, принять их. В современной научно-методической литературе проблема самостоятельности рассматривается давно, но в детской психологии и в наше время ведутся исследования, цель которых – поиск приёмов и средств формирования активности и самостоятельности мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. В практике работы мы часто сталкиваемся с детьми, у которых недостаточно развита самостоятельность. Эти дети часто не уверены в своих силах, мало проявляют творчество, застенчивы. Они часто настаивают на взаимодействии со взрослыми, в то время, как сами могут решить поставленную задачу, действуют ситуативно. В чём же причина таких проявлений? Причина кроется в противоречиях нашего современного общества. С одной стороны родители хотят видеть своих детей самостоятельными, а с другой, излишне их опекают, всячески лишая самостоятельности. Но, придя в школу, ребёнок в полной мере должен проявлять самостоятельность в решении многих проблем.
Публикация «Использование головоломок для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Для успешного освоения школьной программы дошкольнику важно иметь не только конкретные знания, но и развитые волевые качества, которые являются основой характера ребёнка, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Самостоятельность не наследуется генетически, поэтому её следует развивать, особенно в дошкольном возрасте.
В законе «Об образовании» (статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников») указано, что «педагогические работники обязаны… развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность….» [5]. Именно поэтому развитие самостоятельности является одним из особенно важных волевых качеств для формирования личности ребёнка старшего дошкольного возраста. В ФГОС ДО указано, что педагог должен ориентироваться на интересы и возможности каждого ребёнка, поддерживать инициативу и самостоятельность детей в различных видах деятельности (игровой, познавательной и т. д., позволяя учитывать его индивидуальные образовательные возможности и потребности [2]. С раннего детства мы начинаем формировать у ребёнка умение самостоятельно пить, есть ложкой, ходить, убирать за собой игрушки, помочь накрыть на стол и т. д. При этом ребёнок испытывает удовлетворение и гордость за самостоятельно выполненную работу. Но достаточно ли навыков самообслуживания и выполнение ребёнком трудовых поручений для развития у него такого качества как самостоятельность? Конечно же, нет, с помощью взрослого самостоятельные умения дошкольника формируются, закрепляются и проявляются в различных видах детской деятельности. Необходимо помнить, что развитие самостоятельности нельзя оставить на потом, тем самым можно упустить время, пока у ребёнка сохраняется стойкий к ней интерес. Новизна данной темы в том, чтобы, используя игровые приёмы работы с головоломками, стимулировать развитие самостоятельности старших дошкольников. Учить их принимать поставленную задачу, решать, доводя начатое дело до конца. Головоломки, несомненно, привлекут внимание детей, а разработанные рекомендации, по этому вопросу, возможно, заставят родителей и воспитателей по новому подойти к данной проблеме.
Развитие детей в дошкольном учреждении непосредственно зависит от условий, форм, средств организации и руководства самостоятельной деятельностью детей. Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возврата, именно она, способствует развитию активности и инициативы. Среди различных видов детской самостоятельной деятельности выделяем математическую, т. е. самостоятельную познавательно-игровую деятельность. Использование головоломок с палочками, логическими кубиками, занимательными фигурами, несомненно, должно увлекать ребёнка и влиять на развитие самостоятельности.
Головоломка – это не простая задача, для её решения, как правило, требуется сообразительность, а неспециальные знания высокого уровня. Существует огромное количество различных головоломок, которые, как правило, стоят очень дорого и, наверное, многим бы хотелось купить своему ребёнку недорогую, но многофункциональную игру, с помощью которой можно было бы развить у ребёнка различные способности, в том числе и такое качество, как самостоятельность. Мы предлагаем обратить внимание на всем знакомые счётные палочки. Счетные палочки – незаменимый дидактический материал, используемый для счета, но не стоит его обесценивать. З. А. Михайловой были разработаны задачи на смекалку (головоломки) для детей 5-7 лет, которые можно использовать для личностного развития ребёнка. Головоломки с палочками вызывают у детей несомненный интерес, желание решить задачу. Но первые трудности часто заставляют отказаться от дальнейших попыток решить задачу, ребёнок теряется, не уверен в себе. Для самореализации он иногда подтасовывает ответ. Поэтому воспитателю так важно разработать последовательность и методику использования головоломок :
задачи на составление заданной фигуры из определённого числа палочек;
задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать определённое число палочек;
задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек [2, с. 11].
Важно при этом формировать умение детей находить приёмы самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения [2]. Дети должны самостоятельно анализировать и искать пути решения головоломок. Главное надо помнить, что головоломка – это игра, которая всегда должна оставаться позитивной и интересной как для ребёнка, так и для взрослого. Полноценное развитие у ребёнка самостоятельности возможно только при комплексной и системной их реализации. Благоприятные условия для развития самостоятельности закладываются в дошкольном возрасте. Это качество прочно ложится в основу зрелой личности человека.
Список литературы
1. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1990. – 94с.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте : Сборник научных трудов / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – СПб. : Изд-во «Акцидент», 1996. – 128 с.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».