Лучший педагог года

Использование речевых логических задач в формировании познавательного интереса у старших дошкольников к растениям

Ирина Степанова
Использование речевых логических задач в формировании познавательного интереса у старших дошкольников к растениям
▼ Скачать + Заказать документы

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. Требования к умственному воспитанию подрастающего поколения возрастают.

Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев и в педагогической литературе Г. И. Щукина, Н. Р. Морозова. Были выделены определения данного понятия, даны основные критерии оценивания наличия познавательного интереса. Щукина Г. И. раскрыла стадии развития познавательного интереса. В тоже время вопросами формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста к природе занимались Бобылева Л., Куликова Т. А., Н. Ф. Виноградова, Маневцова. Они предложили свои методы формирования познавательного интереса к природе : Бобылева Л. – беседы, Куликова Т. А. наблюдения, экскурсии и др, Маневцова – наблюдения, вопросы, Виноградова Н. Ф. – речевые логические задачи. К сожалению в психолого-педагогической литературе мы не нашли работ, которые были бы посвящены формированию познавательного интереса у детей 5-6 лет по средством РЛЗ.

Публикация «Использование речевых логических задач в формировании познавательного интереса у старших дошкольников к растениям» размещена в разделах

Так как именно старший дошкольный возраст является очень важным в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов : внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.

Содержание и дидактическая цель речевой логической задачи намечаются в соответствии с содержанием систематически проводимых с детьми занятий, наблюдений, экскурсий, прогулок, имеющих целью подвести детей к осознанию процессов развития в природе, пониманию сезонных изменений в ней, труда в природе. Решение одних речевых логических задач опирается на знания, полученные непосредственным путем, поэтому они не сложны для детей. Однако без задач этого типа нельзя приступить к более сложным, которые требуют сравнения, сопоставления разных фактов, наблюдаемых в течение длительного времени, раскрытия взаимосвязи и взаимозависимости явлений, установления их причины.

Включение речевой логической задачи в беседу позволяет разнообразить и оживить ее, а кроме того, обеспечивает активность детской мысли и речи. Так, вопросы «почему?», «зачем?», «когда?» требуют раскрытия связи, установления закономерности и, следовательно, использования сложноподчиненного предложения причины, цели. Задание педагога, направленное на выяснение последовательности или одновременности событий, требует ответа в форме сложносочиненного предложения, а описание — предложения с использованием однородных членов и обособления.

В воспитательно-образовательной работе считаю, возможно использовать следующие речевые логические задачи в формировании познавательного интереса у старших дошкольников к растениям :

«Веточка березы» : «Когда я утром шла к вам в гости, то заметила на земле веточку березы. Видимо, ее кто-то сорвал с дерева. Я взяла ее с собой, чтобы показать вам. Посмотрите на нее внимательно. Как вы думаете, на этой сорванной веточке березы распустятся листочки?

«Здоровое растение» : «Когда я пришла к вам в группу, то сразу заметила один очень красивый цветок (название). У него такие красивые зеленые листья. Они имеют даже небольшой блеск. А цветочки, которые распустились на нем, имеют очень красивый оттенок. Такое комнатное растение выглядит очень здоровым. Ребята, как вы думаете, почему это растение такое красивое

«Письмо от Незнайки» : «Здравствуйте ребята! Хочу вам рассказать о деревьях. Весной на деревьях набухают почки, потом распускаются листья и цветы. Плоды созревают к концу лета. Осенью листья на деревьях меняют цвет. Листья становятся желтого, красного, оранжевого цветов. Начинается пора листопада. Деревья совсем остаются без листьев. А что же происходит с деревьями зимой?»

«Пусть живет» : «У моей подружки есть дочка. Один раз я пришла в гости к подружке и увидела, как её дочурка бегает с водой из ванной в свою комнату. Тогда мне стало интересно, что же девочка делает с водой. Я зашла к ней в комнату и увидела ее около цветочка, который завял. Как вы думаете, как девочка ухаживает за растением

«Деревья зимой» : «Дети, когда была зима, дворник расчищал весь участок, снег не мешал вам играть. Дворник не выносил снег за пределы детского сада, а сгребал снег прямо к деревьям. Почему дворник сгребал весь снег к ним?»

«Клумбы зимой» : «Летом многие выращивают разные цветы. Ваши мамы на дачах в своих клумбах разводят очень красивые, необычные цветы. Ухаживают за ними, уделяют им много внимания. А зимой ни кто не выращивает на клумбах цветы. Как вы думаете, почему ни кто не выращивает зимой цветы на улице?»

«Елочка на новый год» : «На Новый Год многие семьи привозят из леса настоящие елочки. Они их наряжают и празднуют вместе с ними все новогодние праздники. Но, через несколько дней, у елочки начинают опадать иголочки. А у елочки, которые остаются в лесу иголки не опадают. Как вы думаете, почему иголки опадают дома?»

«Букет роз» : «Однажды моей подружке подарили букет роз. А дома у нее есть комнатная роза, растущая в горшке, она как раз в это время цвела у неё. Букет роз простоял совсем не долго, лепестки на цветочках начали засыхать, а потом они совсем опали. А комнатная роза цветет до сих пор. Как вы думаете, почему букет роз так мало простоял?»

«Цветы на лугу» (с помощью фотографий, рассказа) (На основе рассказа М. Пришвина «Золотой луг»). «Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел» (во время прочтения показ фото с золотым и зеленым лугом) «Ребята, подумайте, почему луг меняет свой цвет с золотого на зеленый?»

«Два комнатных цветка» : «Ребята, сейчас я вам покажу уже знакомые вам два комнатных растения. Посмотрите внимательно на них. Чем они отличаются? Да, ребята, у этого цветка засохшие листья, тусклый цвет всего цветка, видно, что оно погибает. А вот это растение выглядит здоровым, у него нет сухих листьев, само растение насыщенного зеленого цвета. Как вы думаете с чем связано то, что растения отличаются друг от друга?»

«Клубника» : (с помощью фотографий) «Клубника растет на грядках. Чтобы появилась ягодка, сначала на растении распускается цветок, после чего образуется плод, который в дальнейшем краснеет. Так созревшую ягодку можно скушать. Однажды моя сестренка сорвала цветок у клубники, принесла домой и сказала мне, что дома теплее и так быстрее появиться ягодка. Как вы думаете, появиться из такого цветочка ягодка?» Права ли девочка?»

Публикации по теме:

Активизация мыслительной деятельности детей в процессе ознакомления с природой Из опыта работы воспитателя по познавательно-речевому развитию. Если в процесс организации работы по совершенствованию умственного воспитания.

Развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста Статья на тему: Развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста Актуальность исследования. Проблема познавательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование речевых логических задач в формировании познавательного интереса у старших дошкольников к растениям
Опубликовано: 27 марта 2015 в 21:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование речевых логических задач в формировании познавательного интереса у старших дошкольников к растениям» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Степанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД