АНАСТАСИЯ ЗЛОБИНА
Использование игровых приёмов в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к презентации
«Использование игровых приёмов в логопедической практике»
Цель: Представление опыта работы. Данные игровые приёмы можно использовать при работе с детьми разного возраста с нарушениями речи.
ТСО: мультимедиа проектор. экран
Форма использования : презентация
Примечание: Некоторая информация (задания, рисунки) была взята из сети Интернет. В случае возражения авторов, используемых материалов, будет немедленно удалена.
Публикация «Использование игровых приёмов в логопедической практике» размещена в разделах
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»
Сухомлинский В. А.
«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
А. С. Макаренко
(слайд 1)
С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.
Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.
(слайд 2)
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
Преимущества игры и игровых приёмов, по мнению разных педагогов, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребёнка. А работа логопеда нуждается в использовании игровых приёмов в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемлённости и др.
На моей пока ещё недолгой логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.
Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи.
1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.
6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.
«Для ребят дошкольного возраста - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания».
Крупская Н. К.
(слайд 3)
Таким образом, можно обозначить цели использования игровых приёмов в логопедической практике :
1. Повышение мотивации детей к занятиям.
2. Увеличение результативности коррекционно-развивающей работы.
3. Развитие любознательности, интереса к русскому языку.
Поставлены задачи:
1. Изучить особенности использования игровых приёмов в логопедии.
2. Подобрать методические пособия.
3. Постоянно обновлять кабинет дидактическими играми.
4. Самостоятельно изготавливать игровые пособия.
5. Подобрать или изготовить определённые игрушки.
6. Подбор конспектов занятий в игровой форме.
7. Консультировать воспитателей и родителей по использованию игровых приёмов.
Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определённым приёмом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Именно этому принципу я поддерживаюсь при подборе и изготовлении игровых пособий в логопедической работе с детьми.
В данной презентации я поделилась с некоторыми игровыми приёмами, которые наиболее часто использую в своей работе, как наиболее эффективные, на этапе постановки звука, его автоматизации и дифференциации, развитие психических процессов и мелкой моторики и др.
Во-первых, для создания положительного настроя, дети здороваются с игровым персонажем «Нюшей» и определяют своё эмоциональное состояние.
(слайд 4)
Также, к нам «приходит» гость, это разные игрушки, крокодил Гена, крикливый петушок и трусливый лев, сердитый тигр, или голодная собачка…
(слайд 5)
К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить многие звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но на каждом занятии необходимо уделять серьёзное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата, учить их различать звуки на слух правильно произносить их. С этой целью проводится на каждом занятии артикуляционная гимнастика. На этом этапе мне помогает метод биоэнергопластики с включением игрушек собственного изготовления: лягушка и перчатки, где используется не просто рука, а игровой персонаж, одетый на руку, что делает занятие более интересным и доступным.
(слайды, 6, 7, 8, 9,10)
Далее идёт работа по устранению недостатков звукопроизношения, постановка, автоматизация и дифференциация звуков. Использую игровые приёмы в виде пирамидки
(слайд 11, колокольчика и бубенцов
(слайд 12, песочных часов
(слайд 13, «волшебного» кубика
(слайд 14).
Для закрепления пространственных представлений и употребления предлогов предлагаю игровое пособие «домик»
(слайд 15).
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Действительно, от того насколько хорошо развиты тонкие движения кистей зависит речь и интеллектуальное развитие человека.
На своих занятиях мы используем разноцветные массажные шарики в игровом варианте. Это активизирует развитие речи ребёнка, оказывает стимулирующее воздействие на речевые области в коре головного мозга, способствует коррекции произношения, развитию лексико-грамматических категорий, совершенствованию навыков пространственной ориентации.
Вот несколько способов использования массажного шарика в коррекционной работе:
- шарик прокатываем ладонями, подушечками пальцев в разные направления в шуточной форме
- можно подкинуть шарик, произнести звук и поймать его;
- прокатывание шариком по написанной букве;
- выполнение инструкций («возьми в правую руку», спрячь за спину» и др.);
- составление цветовых комбинаций из шариков разного цвета
(слайд 16).
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И. Кант
Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. Научно доказано, что ежедневный массаж кисти руки ребёнка, пальчиковые упражнения в сочетании с речью и игры на развитие мелкой моторики ускоряют развитие речи. Развивать мелкую моторику нам помогают также различные игры с использованием природного материала, круп и др. Одной из таких игр является игра «Весёлые прятки». В высокую крупную посуду насыпается крупа, и туда «прячутся» мелкие игрушки либо потерявшиеся буквы. Ребёнку предлагается найти, и на ощупь определить, что нашёл.
(слайд 17)
Часто использую игры-лабиринты с различными сказочными историями, где малышу предлагают найти свободный проход, или выполнять упражнения по указанному маршруту. В этом моими незаменимыми помощниками являются плоские игрушки на определённый звук. С помощью их, ребёнок мысленно проходит этот путь, иногда придумывает самостоятельно сказочную историю. Выполнение таких заданий развивает логическое мышление, а также усидчивость подвижных ребятишек.
(слайд 18)
Для детей с тяжёлыми нарушениями речи привлекаем сказочных персонажей или клоунов, ребёнок начинает заинтересовываться и постепенно включается в коррекционную работу.
(слайд 19)
Систематическая работа с применением игровых приёмов способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям.
Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
Материал на занятиях стал интереснее и доступнее для усвоения.
Коррекционная работа имеет положительную динамику.
(слайд 20)
Предложенные варианты игр и игровых приёмов, могут использоваться разными педагогами, совершенствовать и дополнять их. Используя данные игровые приёмы, можно находить другие варианты проведения игр, опираясь на свою фантазию и творческий потенциал, не забывая о возрастных особенностях и возможностях детского организма.
Накопленным опытом в использовании игр, направленных на развитие речи, делилась с коллегами детского сада на педагогических советах. Планирую продолжать работу по данной теме, буду стремиться повышать уровень развития речи у детей, используя здоровьесберегающие технологии, традиционные и нетрадиционные (инновационные) методы коррекционной работы. Буду пополнять логопедический кабинет играми и дидактическими пособиями для успешных занятий. Продолжу заниматься самообразованием, повышать свой профессиональный уровень педагога.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ