Светлана Пальчук
Способы развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
«Увлекательные ручки»
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Многие воспитатели в практике своей работы используют пальчиковую гимнастику, массаж, различные игры с мелкими деталями, тестопластику, а так же работу с бумагой, что является отличным средством для развития движения пальцев руки. Под средством творчества у детей развивается образное мышление, речь, воспитывается эстетический вкус. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Тренируя пальцы рук, вы тренируете разные участки головного мозга, а значит и разные психические функции (воображение, внимание, память, мышление).
Публикация «Способы развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
При подготовке к школьному обучению, почаще создавайте условия для общения со своим ребенком, под средством творчества.
Способы развития мелкой моторики рук.
1. Сортировка семян, крупп
2. Массаж ладоней карандашом
3. Массаж грецким орехом
4. Самомассаж пальцев
5. Накручивание на палочку нитей
6. Выкладывание из палочек, спичек
7. «Бильбокке»
8. Обводка трафаретов
9. Обводка по точкам
10. Складывание бумаги, поделки
11. Штриховка
12. Прописи
13. Поделки из проволоки
14. «Колодец» – достать игрушку (из гороха или фасоли)
15. Лепка (с использованием спичек)
16. Выкладывание узора из геометрических фигур
17. Волчки
18. Вырезание ножницами контуров
19. Сминание бумаги, фольги, изготовление бус
20. Нанизывание бусинок
21. Написание букв, рисунков на песке, манке
22. «Мотальщики» (наматывание ниток)
23. Вкладные коробочки
24. Шнуровка
25. «Волшебный мешочек» (определение предметов на ощупь)
26. Расстегивание и застегивание замков, пуговиц, кнопок.
27. Завязывание и развязывание узелков на шнурке
28. «Лего» (конструктор)
29. Вышивка
30. Вязание крючком
31. «Звездное ткачество»
32. Рисование (мелками, гелевыми ручками и т. д.)
33. Рисование на спине невидимых предметов (один рисует, другой определяет)
34. Изготовление картин из цветного песка (клей пва, цветной песок)
Игра со спичками
Перед каждым участником лежит беспорядочно 15-20 спичек.
Нужно с наибольшей быстротой перенести эти спички одну за другой на расстоянии 30 см и сложить так, чтобы головки были обращены в одну сторону.
При переноске спички не должны скользить по полу.
Выполнять условия этой игры:
1. Пользуясь пальцами обеих рук.
2. Пользуясь любыми пальцами левой руки.
3. Пользуясь только двумя пальцами – средним и большим; средним и безымянным.
4. Пользуясь только указательным и средним пальцами.
5. Пользуясь только средним и безымянным пальцами.
6. Пользуясь только безымянным и мизинцем.
7. Двумя мизинцами обеих рук выложить прямую из 10 спичек.
8. Безымянным и мизинцем построить 4 треугольника.
9. Средним и мизинцем построить 3 четырехугольника.
10. Указательным и безымянным построить «колодец» из 16 спичек.
После игры задать детям вопрос: «Какие пальцы развиты больше, а какие меньше?»
Способствует развитию рук и обыкновенная бумага. В качестве материала могут использоваться исписанные тетрадные листы, но лучше белая писчая бумага. Так ребенку приятнее. Только не нужно назидательно говорить: «Давай будем развивать твои руки». Гораздо лучше взять бумагу и начать с ней проводить самые разнообразные манипуляции. Ребенок, увидев ваши действия, обязательно приобщится к этому.
Игры с бумагой
Перед каждым играющим положен скомканный лист бумаги
(лист меняют, когда он сильно изотрется).
1. Нужно, пользуясь пальцами обеих рук, возможно быстрее разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один край его не остался загнутым;
2. То же самое сделать, пользуясь одной рукой.
повторить то же, пользуясь двумя большими, затем указательными, затем средними пальцами обеих рук.
3. Сделать то же, пользуясь только двумя мизинцами.
4. Разгладить лист кулаками обеих рук.
5. Разгладить лист большим и указательным пальцами одной руки.
6. Разгладить лист указательным и средним пальцами одной руки.
7. Разгладить лист средним и безымянным пальцами одной руки.
8. Разгладить лист безымянным пальцем и мизинцем одной руки.
9. Разгладить лист каким-либо пальцем одной руки.
10. Повторить упражнения с закрытими глазами.
И, наконец вода, обыкновенная, лучше подкрашенная с помощью гуаши или акварели, может стать хорошим средством для развития рук.
Игры со стаканом воды
Взять несколько одинаковых стаканов и налить в них подкрашенную акварельной краской или синькой воду, чтобы она хорошо была видна в стаканах
издали. Игра проводится на местности.
1. Перелить воду 2-4 раза, держа стакан перед собой, один ниже другого на 20-30 см.
2. Кто быстрее перельет чайной ложкой из одного стакана в другой, а затем из бутылки в бутылку, пролив возможно меньше воды.
3. Перенести полный стакан воды на расстояние 10 м, прыгая на одной ноге.
4. Ребята стоят в 2 шеренги на расстоянии вытянутых рук друг от друга. По шеренгам передается стакан, полный воды. Выигрывает та шеренга, которая быстрее передаст стакан, пролив при этом меньше воды.
Игры с природным материалом
Разные игры с шишками, камушками, листочками, мелко наломанными прутиками (которые изготавиваем своими руками)_вы можете придумать сами вместе со своим малышом. Такие игры будут полезны и увлекательны.
Веселого вам развития!