Евгения Некипелова
Конспект занятия с дошкольниками по уточнению и активизации словаря по теме «Животные и птицы Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Животные и птицы Севера»
Цель: уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Животные и птицы Севера».
Задачи:
Обучающие: учить образовывать сложные прилагательные с суффиксом –ищ,; научить образовывать существительные множественного числа; составление предложений с союзом (а).
Публикация «Конспект занятия с дошкольниками по уточнению и активизации словаря по теме „Животные и птицы Севера“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Развивающие: активизировать словарь по данной теме, закрепить знания о животных Севера, уточнить внешние признаки, характерные повадки животных и их детёнышей; упражнять в образовании притяжательных прилагательных; развивать общую моторику, мелкую моторику рук.
Коррекционные: закреплять правильное произношение звуков.
Воспитывающие: воспитывать у детей интерес к окружающему, воспитывать желание общаться друг с другом.
Оборудование: демонстрационный материал – глобус; картинки с животными Севера, раздаточный материал: изображения животных Севера, карандаши.
Ход работы.
Организационный момент.
• «Передай улыбку по кругу»
Участникам игры предлагается стать в круг, пожать соседу руку и передать улыбку.
Сообщение темы работы и внимательное изучение глобуса под рассказ учителя-логопеда. Знакомство с животными Севера.
Основная часть.
• Рассказ учителя-логопеда
Север – это часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели.
Учитель-логопед показывает глобус. Показывает, где находится Север. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или на корабле (ледокол).
Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных.
Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течении 1-2 месяцев тает снег. Там живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и т. д.
Каждый ребенок выбирает обитателя Севера и присаживается на свое место.
• Рассматривание и обсуждение иллюстраций
Дети поочереди представляют выбранную картинку.
А) Вывешивается картинка «Белый медведь».
- Кто это? Назовите внешние признаки.
- Как передвигается? Чем питается?
- Какой медведь? Опишите? (Белый, неуклюжий, большой, мохнатый, и т. д.)
• Образование сложных прилагательных:
У медведя толстые лапы -,
короткие уши -,
длинная шерсть - ,
широкие лапы - ….
• Образование существительных с суффиксом – ищ:
Лапы -, усы -, когти -, и т. д.
- Среди хищных зверей Севера самым крупным является белый медведь. Тело покрыто белой длинной шерстью. У него стройное туловище, удлиненная шея, небольшая вытянутая голова. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть предохраняют от переохлаждения и позволяют долго находиться в воде. Подошвы лап покрыты длинными жесткими волосками, поэтому медведь не скользит, взбираясь на льдины. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, льда, это облегчает ему охоту за тюленями. Чутье у медведя очень тонкое, и он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. В начале декабря у медведицы рождаются медвежата. Питается медведь рыбой, тюленями, моржами.
Б) Вывешивается картинка «Морж».
- Какой морж?
Назовите членов семьи (морж, моржиха, моржонок).
• Образование сложных прилагательных:
У моржа длинные усы -,
толстая шея -,
широкие ласты -,
длинные клыки - … .
-У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Толстая кожа покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цвета. Ласты лишены волос, но задние ласты могут подворачиваться под туловище и при передвижении помогают отталкиваться от поверхности льда и земли. Ласты помогают им плавать и нырять. Моржи не боятся холода, в ледяной воде не замерзают, потому что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море; во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но имеют хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Моржиха рождает по одному детенышу. Новорожденный моржонок держится возле матери, пока у него не вырастут клыки – орган добывания пищи. Питаются рыбками, моллюсками, червями, рачками.
В) Вывешивается картинка «Тюлень».
- Кто это?
• Назовите внешние признаки. Как передвигается? Чем питается?
• Назовите членов семьи. Какой тюлень?
- Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводит в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Передние ласты у них действуют, как весла, а задние – как руль. В воде тюлени издают неслышные сигналы, при помощи которых они обнаруживают добычу. Тело тюленя покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волос. У тюленей рождается по одному белому детенышу. Вскармливают они их молоком. Тюлени питаются водными организмами, рыбами.
Г) Вывешивается картинка «Северный олень».
- Кто это?
• Назовите внешние признаки. Как передвигается? Чем питается?
• Образование притяжательных прилагательных:
Рога оленя – Чьи рога? – Оленьи.
Копыта - …. Морда - … и т. д.
- В Тундре водятся дикие северные олени. Они хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. На голове – длинные рога, тело покрыто волосяным покровом, защищающим оленя от стужи, особенно сильно развит он на шее. К зиме олени жиреют, это им помогает переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. В июне оленица рожает одного детеныша, который в тот же день уже может бегать. Питаются лишайником, ягелем. Летом кормятся всевозможными травами, грибами, побегами карликовых ив и берез.
Д) Вывешивается картинка «Песец».
- Песец напоминает лисицу, но по размеру немного меньше. Песцы бывают белые и голубые. Подошвы лап у них покрыты щеткой жестких волос, это предохраняет от обморожения при передвижении по снегу и льду. Закругленные короткие уши почти скрываются в шерсти, это их спасает от переохлаждения. К зиме песцы жиреют, летом питаются полевками, поедают яйца птенцов, даже взрослых птиц – куропаток. Также на берегу питаются крабами, морскими ежами.
Физкультминутка.
Мишка Гоша вылез из берлоги
Мишка Гена вылез из берлоги,
Огляделись на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся со сна: (Потягивания — руки вверх.)
Чтоб скорей набраться сил,
Наклонились взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Головою вправо влево.
Вот шагают мишки в лес.
Ищут мишки корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведей витаминки. ( Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведи сыты
И на брёвнышке сидят. (Дети садятся.)
• Игра «Кто мама»
Медвежата - (медведица, моржата - (моржиха, оленята - (оленица).
• Игра «Составление предложения с союзом (а).
Белый медведь живет на Севере, а бурый медведь живет в лесу.
У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого - белая.
Бурый медведь ест малину, мед, ягоды, а белый медведь ест рыбу.
Бурый медведь спит в берлоге, а белый медведь спит на льдине в снегу.
• Игра «Сосчитай»
Один морж, два моржа, пять моржей.
Один медведь, два медведя, пять медведей.
Один тюлень, два тюленя, пять тюлений.
Один кит, два кита, два кита, пять китов.
Пальчиковая гимнастика.
«Лежебока тюлень»
Спит на льдине целый день
Толстый маленький тюлень.
У ленивого растяпы,
Превратились в ласты лапы.
• Нанеси штриховку на животных.
8. Итог
Обсуждение пройденных игр.