Лучший педагог года

Усвоение сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста

гречишкина наталья
Усвоение сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок в своей повседневной жизни соприкасается с большим количеством красок, форм, а также других свойств различных предметов домашнего обихода. Важное значение в развитии сенсорики принадлежит формированию у детей начальных представлений о «сенсорных эталонах».

Публикация «Усвоение сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних качеств предметов. Сенсорное развитие направлено, прежде всего, на формирование всех видов восприятия ребенка, на основе которых образуются правильные представления о внешних качествах предметов: форме, цвете, величине, тактильных ощущениях, расположении в пространстве.

Сенсорное воспитание и развитие предполагает формирование ориентировано-исследовательских реакций с ориентировкой на свойства и внешние качества предметов. Сенсорика благотворно сказывается на развитии мышления. Это связано с тем, что сенсорная информация, которая поступает к ребенку через все его органы чувств, существует в виде мыслительных операций. Очень важно, чтобы ребенок как можно скорее освоил и воспринял весь спектр ощущений, что будет благоприятно для полноценной деятельности всех его анализаторов. Это, в свою очередь, будет способствовать выработке зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений.

В нашем организме существует пять сенсорных систем, с помощью которых мы познаем окружающий мир. Сможете ли Вы назвать их? (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Также выделяют сенсорные эталоны, сможете ли Вы их перечислить?

цвет (жёлтый, красный, синий, зелёный);

форма (треугольник, прямоугольник, квадрат, овал и т. д.);

величина (большой, маленький, самый маленький и т. д.);

пространственные представления (вверх, вниз, право, влево и т. д.);

осязание (гладкий, колючий, пушистый, шершавый и т. д.).

Подготовить обеспечение процесса усвоения детьми основных сенсорных эталонов – другими словами – сформировать начальные простейшие представления об основных видах каждого качества предметов.

Именно в младшем дошкольном возрасте начинается непосредственное формирование перечисленных сенсорных эталонов. Для формирования зрительных представлений о явлениях и предметах действительности имеют значение форма, цвет и величина. Кроме того, правильное восприятие цвета, величины и формы очень необходимы для успешного освоения предметов в школьном обучении. От этого, в свою очередь, напрямую зависит и процесс формирования способностей к различным видам творчества.

На третьем-четвертом году жизни важно обеспечить первичное ознакомление детей с цветом, накопление понятий о цветах. Для этого детям предлагается производить простейшие действия с предметами разных цветов. В процессе этих действий дети уже обращают внимание на цвет, учитывая его при исполнении различных заданий. Они понимают, что цвет – это признак определенных предметов, что по нему данные предметы можно распознать. Эти действия можно представить, сравнивая как однородные предметы по цвету (карандаши, так и разнородные (грибочки, яблочки и др.). Можно подбирать предметы одного цвета, искать общее в изображении разных предметов с помощью окрашенных элементов или цветовых пятен. Дети оперируют восьмью цветами (красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый, фиолетовый, белый и черный). Дети должны учиться различать ключевые понятия: «цвет», «такой же», «разный».

В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие «гнезда». Ребенок долго манипулирует предметами, пытаясь, например, «втиснуть» большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д.

Особый момент – эти представления должны быть достаточно разнообразными. Поэтому в младшем дошкольном возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Главная задача таких занятий – накопление необходимого «сенсорного опыта». Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в повседневной жизни).

Рассмотрим, как влияет формирование отдельных сенсорных эталонов на общее развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

Дети 3-х лет устанавливают отношения по величине сначала между 3-мя, потом 5-ю однородными предметами. Как результат – развитие глазомера.

В ходе ознакомления с формой важную роль играет обучение приемам обведения контура геометрических фигур и предметов. При этом детям необходимо ощупывать их контуры кончиками своих пальцев. Иногда допустимо использование метода прикладывания сравниваемых предметов друг к другу, постепенно переходя к зрительному сравниванию. Именно поэтому, при обучении младших дошкольников выполнению простейших продуктивных действий, крайне важно добиться того, чтобы каждый ребенок понял, что форма, величина, цвет – это постоянные признаки предметов. Что их необходимо учитывать при выполнении самых разнообразных манипуляций с предметами.

С сенсорными эталонами можно столкнуться везде: на улице, дома и т. д. При этом, с ними можно знакомить детей без специально подготовленной и оборудованной среды, просто играя с ребенком.

В играх с различными предметами (предметные игры) можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В игре ребенок получает умение составлять целое из отдельных частей, может нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных геометрических форм.

Настольно-печатные игры – очень интересное и познавательное занятие для детей. Здесь можно предложить следующие виды упражнений: подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация и запоминание состава, количества и расположения картинок, составление разрезных картинок и кубиков, описание по картинке и многое других вариаций.

Можно изготовить самостоятельно шумящие и гремящие игрушки. В доме обязательно надо иметь:

несколько видов мозаики;

различные виды шнуровок;

конструкторы;

книги с изображением окружающих предметов и животных;

словесные игры, стихи, загадки;

пальчиковые игры.

Родители должны создать дома как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать – характерная черта мышления. Различать – это умение группировать.

Ключевая роль родителей заключается, прежде всего, в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное развитие может и должно реализовываться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность, как-то: рисование, лепка, аппликация, конструирование. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации: размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах – всему этому необходимо научить ребенка.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Дидактическая игра «Цветная гусеница» для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов цвета у детей младшего возрастаДидактическая игра «Цветная гусеница» для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов цвета у детей младшего возраста В дошкольном возрасте игра становится основным видом деятельности детей, отвечающим главной его потребности – войти в мир взрослых, вступить.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Игры для детей 2–3 лет по формированию сенсорных эталоновИгры для детей 2–3 лет по формированию сенсорных эталонов Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что.

Дидактические игры по развитию сенсорных процессов для младшего дошкольного возраста 2–3 годаДидактические игры по развитию сенсорных процессов для младшего дошкольного возраста 2–3 года Лэпбук «Мир сенсорики» Введение, аннотация: Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста является одним из главных аспектов.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Усвоение сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 марта 2023 в 19:18
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Усвоение сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем гречишкина наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД