гречишкина наталья
Усвоение сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок в своей повседневной жизни соприкасается с большим количеством красок, форм, а также других свойств различных предметов домашнего обихода. Важное значение в развитии сенсорики принадлежит формированию у детей начальных представлений о «сенсорных эталонах».
Публикация «Усвоение сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2023
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних качеств предметов. Сенсорное развитие направлено, прежде всего, на формирование всех видов восприятия ребенка, на основе которых образуются правильные представления о внешних качествах предметов: форме, цвете, величине, тактильных ощущениях, расположении в пространстве.
Сенсорное воспитание и развитие предполагает формирование ориентировано-исследовательских реакций с ориентировкой на свойства и внешние качества предметов. Сенсорика благотворно сказывается на развитии мышления. Это связано с тем, что сенсорная информация, которая поступает к ребенку через все его органы чувств, существует в виде мыслительных операций. Очень важно, чтобы ребенок как можно скорее освоил и воспринял весь спектр ощущений, что будет благоприятно для полноценной деятельности всех его анализаторов. Это, в свою очередь, будет способствовать выработке зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений.
В нашем организме существует пять сенсорных систем, с помощью которых мы познаем окружающий мир. Сможете ли Вы назвать их? (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Также выделяют сенсорные эталоны, сможете ли Вы их перечислить?
цвет (жёлтый, красный, синий, зелёный);
форма (треугольник, прямоугольник, квадрат, овал и т. д.);
величина (большой, маленький, самый маленький и т. д.);
пространственные представления (вверх, вниз, право, влево и т. д.);
осязание (гладкий, колючий, пушистый, шершавый и т. д.).
Подготовить обеспечение процесса усвоения детьми основных сенсорных эталонов – другими словами – сформировать начальные простейшие представления об основных видах каждого качества предметов.
Именно в младшем дошкольном возрасте начинается непосредственное формирование перечисленных сенсорных эталонов. Для формирования зрительных представлений о явлениях и предметах действительности имеют значение форма, цвет и величина. Кроме того, правильное восприятие цвета, величины и формы очень необходимы для успешного освоения предметов в школьном обучении. От этого, в свою очередь, напрямую зависит и процесс формирования способностей к различным видам творчества.
На третьем-четвертом году жизни важно обеспечить первичное ознакомление детей с цветом, накопление понятий о цветах. Для этого детям предлагается производить простейшие действия с предметами разных цветов. В процессе этих действий дети уже обращают внимание на цвет, учитывая его при исполнении различных заданий. Они понимают, что цвет – это признак определенных предметов, что по нему данные предметы можно распознать. Эти действия можно представить, сравнивая как однородные предметы по цвету (карандаши, так и разнородные (грибочки, яблочки и др.). Можно подбирать предметы одного цвета, искать общее в изображении разных предметов с помощью окрашенных элементов или цветовых пятен. Дети оперируют восьмью цветами (красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый, фиолетовый, белый и черный). Дети должны учиться различать ключевые понятия: «цвет», «такой же», «разный».
В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие «гнезда». Ребенок долго манипулирует предметами, пытаясь, например, «втиснуть» большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д.
Особый момент – эти представления должны быть достаточно разнообразными. Поэтому в младшем дошкольном возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Главная задача таких занятий – накопление необходимого «сенсорного опыта». Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в повседневной жизни).
Рассмотрим, как влияет формирование отдельных сенсорных эталонов на общее развитие ребенка младшего дошкольного возраста.
Дети 3-х лет устанавливают отношения по величине сначала между 3-мя, потом 5-ю однородными предметами. Как результат – развитие глазомера.
В ходе ознакомления с формой важную роль играет обучение приемам обведения контура геометрических фигур и предметов. При этом детям необходимо ощупывать их контуры кончиками своих пальцев. Иногда допустимо использование метода прикладывания сравниваемых предметов друг к другу, постепенно переходя к зрительному сравниванию. Именно поэтому, при обучении младших дошкольников выполнению простейших продуктивных действий, крайне важно добиться того, чтобы каждый ребенок понял, что форма, величина, цвет – это постоянные признаки предметов. Что их необходимо учитывать при выполнении самых разнообразных манипуляций с предметами.
С сенсорными эталонами можно столкнуться везде: на улице, дома и т. д. При этом, с ними можно знакомить детей без специально подготовленной и оборудованной среды, просто играя с ребенком.
В играх с различными предметами (предметные игры) можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В игре ребенок получает умение составлять целое из отдельных частей, может нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных геометрических форм.
Настольно-печатные игры – очень интересное и познавательное занятие для детей. Здесь можно предложить следующие виды упражнений: подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация и запоминание состава, количества и расположения картинок, составление разрезных картинок и кубиков, описание по картинке и многое других вариаций.
Можно изготовить самостоятельно шумящие и гремящие игрушки. В доме обязательно надо иметь:
несколько видов мозаики;
различные виды шнуровок;
конструкторы;
книги с изображением окружающих предметов и животных;
словесные игры, стихи, загадки;
пальчиковые игры.
Родители должны создать дома как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать – характерная черта мышления. Различать – это умение группировать.
Ключевая роль родителей заключается, прежде всего, в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное развитие может и должно реализовываться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность, как-то: рисование, лепка, аппликация, конструирование. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.
Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации: размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах – всему этому необходимо научить ребенка.