Людмила Козырева
Усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, величине, цвете. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей раннего возраста.
Публикация «Усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Это наиболее доступный, а на определенном этапе единственный, способ исследования окружающих предметов и явлений. Основная задача сенсорного развития детей дошкольного возраста в ДОУ заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними. Значение сенсорного развития детей состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития; развивает наблюдательность, внимание, мышление, воображение; дети получают возможность познать и применить в практике различные способы обследования предметов; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, так как ребенок должен не только узнать и запомнить их, но и иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, а, главное, уметь пользоваться полученными представлениями при познании новых предметов и явлений окружающей действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия.
В дошкольном возрасте ребенок уже начинает использовать при восприятии общепринятые сенсорные эталоны. К сенсорным эталонам относятся свойства предмета — цвет, величины, формы предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются в качестве образцов, мерок. При помощи этих образцов человек устанавливает и обозначает соответствующие свойства и отношения.
Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с того, что дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами. Это происходит в основном в процессе овладения разными видами продуктивной деятельности (рисования, конструирования, лепки и др., в результате действий восприятия, которые направлены на обследование формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые впоследствии должны приобрести значение образцов.
Усвоение сенсорных эталонов происходит через разнообразные виды деятельности:
1. Познавательно-исследовательская деятельность:
• Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы.);
• Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру.);
• Игры с песком, землёй и глиной;
• Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания, кубы, шары.);
• Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, развивающими кубиками;
• Дидактические игры для формирования представлений: о форме, о величине; об ориентировке в пространстве; о цвете; представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании;
2. Продуктивная деятельность:
• Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий., игры с конструктором-лего (крупным и мелким, игры с развивающими кубиками, игры с логическими блоками Дьенеша, игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине, игры с различными шнуровками.
• Рисование: игры с красками 8 цветов (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами.);
• Лепка, аппликация: игры с цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом.
3. Игровая деятельность:
• Игры с куклами, мишками, собачками;
• Игры с машинками.
4. Двигательная деятельность:
• Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками.);
• Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования;
• Подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами;
• Босохождение по «Дорожкам здоровья».
5. Коммуникативная деятельность:
• Игры с мячом в кругу;
• Игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш);
• Пальчиковые игры.
6. Музыкально художественная деятельность:
• Игры на развитие фонематического слуха;
• Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка.);
• Игры с самодельными звучащими предметами;
• Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо.);
7. Чтение художественной литературы:
• Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности);
• Книжки из разных материалов;
• Книжки с музыкальными эффектами;
• Красочные книжки разных размеров.
8. Трудовая деятельность:
• Трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек в группой комнате;
• Приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий.