Наталья Курдюкова
Интегративные связи между педагогами ДОО и родителями при построении предметно-пространственной развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребё нка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание.
Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно - пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.
Публикация «Интегративные связи между педагогами ДОО и родителями при построении предметно-пространственной развивающей среды» размещена в разделах
Предметно – пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка с взрослыми и детьми.
Среда – это окружающие социально – бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребёнка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребёнка. Таким образом, развитие ребёнка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растёт.
Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды детской деятельности, способствующие на данном этапе полноценному развитию ребёнка. К развивающим видам деятельности дошкольника относятся: игровая, продуктивная и познавательно – исследовательская. Также в качестве условия полноценного физического развития детей создаётся соответствующая предметно – развивающая среда. При организации деятельности учреждения особое внимание необходимо уделять формированию предметно – развивающей среды, исходить из самоценности детства и развития потенциальных возможностей каждого ребёнка. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды тесно связан с принципом гибкого зонирования.
Предметно – развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Развивающая среда может быть постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, залов (музыкального) и других помещений, и более динамичной, например, оформление зала, группы, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки.
- Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием, предметами и играми, которые не несут в себе определённой смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково – символической функции мышления дошкольников.
Предметно – развивающее образовательное пространство, организованное в детском саду, должно способствовать обогащённому развитию, обеспечивать эмоциональное благополучие, отвечать интересам и потребностям детей; в воспитательно – образовательном процессе помогать осуществлению комплексного подхода. В развивающее пространство детского сада необходимо включать следующие компоненты: пространство интеллектуального, социального, физического, экологического, эстетического развития.
Все компоненты предметно – развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
Предметно – пространственный мир должен включать в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Предметно – развивающая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию – каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
При организации предметно - пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех педагогов ДОУ и, конечно же, родителей, работа с которыми является очень важной. Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества и знания.
В соответствии с новым законом «Законом об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским садом является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от организованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образованных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный гражданский долг- воспитать достойного гражданина своей страны. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей необходимо составить план работы в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые,занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» ,тренинги и так далее. Взаимодействие семей и ДОУ играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольной ступеней образования.
Насыщенная предметно – развивающая образовательная среда станет фундаментом для организации содержательной и увлекательной жизни и развития ребёнка. Безопасность жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, а также их развитие - главные условия, опираясь на которые воспитатели должны организовывать развивающую среду. Педагогам необходимо помнить, что создавая предметную среду важно учитывать психологические особенности возрастной группы, на которую ориентирована данная развивающая среда, а также основы взаимодействия всех участников воспитательно – образовательного процесса: воспитателей, детей и родителей. Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребёнку чувствовать себя участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.