Штепина Жанна Мюратовна
Успешные педагогические практики в развитии музыкально творческой деятельности дошкольного возраста и песенного творчества
▼ Скачать
Успешные педагогические практики в развитии музыкально творческой деятельности дошкольного возраста
Песенное творчество
Современная педагогика требует от нас, педагогов не только творческого подхода к воспитанию детей, но и развивать творческие способности у дошкольников. Сегодня я хочу рассказать, как работаю над песенным творчеством в детском саду.
Публикация «Успешные педагогические практики в развитии музыкально творческой деятельности дошкольного возраста и песенного творчества» размещена в разделах
- Песни. Все материалы на тему песен
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В нашем детском саду есть группы общеразвивающей и комбинированной направленности. Комбинированные группы это средний, старший и подготовительный к школе возраст, их посещают дети как с нормальным речевым развитием, так и дети с речевыми нарушениями.
Я выбрала тему «Песенное творчество» по нескольким причинам:
1. Во-первых, пение является самым доступным видом музыкальной
деятельности и зачастую самым любимым на музыкальных занятиях.
2. Во-вторых, пение хорошо влияет на здоровье, так как при пении выделяется эндорфин, главный гормон счастья. Правильное дыхание во время пения помогает бороться с простудными заболеваниями.
Пение массажирует все внутренние органы, что помогает им хорошо работать.
3. Мне самой пение очень близко, люблю петь, поэтому эта моя любовь к пению передается детям. Так же иногда сочиняю музыку к песням, для этого я использую стихи других авторов, и дети с удовольствием поют эти песни. В моей практике были случаи, когда дети начинали петь, не умея еще и говорить. Несколько случаев в моей практике было, когда дети сами без моей просьбы предлагали послушать песни, которые они придумали.
5. Актуальность выбранной темы в том, что песенное творчество помогает детям выражать свои индивидуальные способности, развивает фантазию и нестандартное мышление. Использование творческих игр, песенных импровизаций, помогает развить уникальность и неповторимость каждого ребенка.
6. Активное пение помогает в преодолении речевых нарушений, так как Работая над голосом я работаю над дыханием, артикуляцией, правильной дикцией.
Для развития песенного творчества необходимо овладение детьми навыками пения. Развивать навыки пения мне помогают:
1. Игры на звукоподражание. Например, дети передают голосом как как пищит мышка, как чирикает воробей или рычит медведь и др. В игре «Кто в домике живет?», когда дети голосом изображают Ворона или воронят, Козу или козлят и др. здесь дети уже проявляют свое творчество, изображая разных животных.
2. Голосовые и интонационные игры. Например: «Таря-Маря», где дети задают вопрос высоким голосом, а отвечают низким или наоборот.
3. Различные игры на дыхание. Например, наклоняются вперед и одновременно делают вдох, затем встают ровно и через зажатые зубы выпускают медленно воздух на звук «С».
4. Работа над зажатой нижней челюстью, когда дети, распеваясь, помогают себе широко открыть рот с помощью пальца, который лежит на подбородке.
5. Конечно в развитии голоса очень помогают различные музыкально-дидактические игры.
6. Для чистого интонирования, я использую пособие «Музыкальные узоры», различные распевки.
7. Так как я работаю с детьми, у которых есть проблемы с речью, то совместно с логопедом работаю над дикцией и артикуляцией, с помощью пальчиковой гимнастики, логоритмических упражнений, артикуляционной гимнастики использую другие методы. Совместно с логопедами проводим различные досуги направленные на развитие речи детей.
К старшей группе большая часть детей умеют хорошо петь не только интонационно, но и выразительно, используют при этом жесты и движения соответствующие содержанию песни. В нашем детском саду есть сцена, акустическое и световое оборудование и микрофоны. Дети учатся петь, используя микрофон, с удовольствием выступают на сцене как настоящие артисты. На нашей сцене я поставила несколько мюзиклов.
Параллельно я веду работу над формированием песенного творчества.
1. Сначала в младшем возрасте дети учатся воспроизводить звукоподражания различных животных. Как мяукает кошка и как отвечает ей котенок, как поет большая кукушка и маленькая, гавкает большая собака или маленький щенок и др.
2. Затем дети учатся пропевать на 2-х или 3-х звуках и прохлопывать свои имена обычные «Маша, Слава», затем ласковые имена «Мариночка, Ванечка» или просто «Зайчик, Солнышко».
3. Следующим этапом идут игры на Вопросы и ответы: - «Иди сюда! - «Иду, иду», - «Ваня, ты где?» - «Я здесь» и др.
4. Так же играем в музыкально-дидактических игры, где дети учатся чувствовать лад и вести мелодию в тонику. Учатся сочинять колыбельную кукле, придумывать простейшую мелодию на слова «Баю-баю».
5. В работе над песенным творчеством очень помогает русский фольклор, так мы не просто проговариваем считалки, пропеваем на 2-3-х звуках. Поем различные варианты русских народных песен, хороводов, придумываем движения к песне, играем в народные игры, где надо придумать несложную попевку для какого-то героя.
6. Еще я использую в своей работе небольшие песенки и речевые игры, так как они не сложные и нравятся детям по своему содержанию.
7. Когда дети уже умеют петь поступенное движение мелодии вверх и вниз, пропевать терцию и кварту самостоятельно, я беру игры на сочинение мелодий контрастного характера. Например, сочинить грустную песенку Педагог: Дождик льет как из ведра. Дети: «Загрустила детвора» или сочинить веселую песенку: Педагог: «Солнце ярко светит». Дети: «Весело на свете»
7. В прошлом году мы ставили мюзикл Сказка о глупом мышонке, а в этом году я сейчас пробую с детьми придумывать песенки к этому мюзиклу. Получаются очень интересные песни, детям нравится быть композиторами.
Такая работа над творческим пением раскрепощает ребенка, делает его индивидуальным непохожим на всех. Постепенно у ребенка появляется смелость, даже те, кто боялся с удовольствием придумывают свои мелодии. Таким образом у ребенка повышается самооценка вырабатывается характер.