Анна Миллер
Условия эффективной организации художественно-творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Условия эффективной организации художественно-творческой деятельности
Воспитатель по ИЗО: Миллер А. А.
Определение условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывающих интерес исследователей и поэтому довольно часто рассматривается в специальной литературе.
Само понятие «условия» определяется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит».
Публикация «Условия эффективной организации художественно-творческой деятельности» размещена в разделах
Большинство исследователей (В. И. Загвязинский, М. В. Копосова, А. В. Москвина, А. П. Тряпицина и другие) отмечают, что творческое начало в обучении возможно лишь при наличии определенных условий, а именно:
• потребности в поиске; положительной мотивации, вариативности путей организации усвоения программного материала в соответствии с индивидуальными способностями дошкольников;
• сотворчества как ведущего вида воспитательных взаимодействий и отношений;
• приоритета целостности восприятия, отношения, оценки другого человека и самого себя;
• осознания и нивелировки штампов и стереотипов мышления и самовыражения.
Наиболее существенными педагогическими условиями для развития творческой активности детей дошкольного возраста на наш взгляд являются:
1) изменение характера деятельности;
2) атмосфера доброжелательности в учебной деятельности детей;
3) сформированность коллектива.
Организуя художественно-творческую деятельность, необходимо помнить о важности выбора стратегии взаимодействия между обучающим и обучаемыми. На практике, как отмечают исследователи, при выборе стратегии взаимодействия обычно используются два пути:
• развитие извне, как вмешательство во внутренний мир личности, навязывание ему выработанных способов, норм деятельности и поведения;
• развитие изнутри, как стимулирование активности, самостоятельности, ответственности, проявление уважения к личности, раскрытие заложенных в ней возможностей, развитие творческих способностей. Главное условие творческого развития личности заключено в ней самой, в ее открытости конструктивному творчеству, психологической безопасности и ее свободе.
При этом необходимо учитывать условия, отрицательно влияющие на течение творческой деятельности, а именно: ситуативные и личностные.
К ситуативным условиям относятся : лимит времени, стресс, состояние повышенной тревожности, желание быстро найти решение, слабая или сильная мотивация, установка на конкретный способ решения, неуверенность в своих силах, вызванная неудачами, страх, повышенная цензура и т. д.
К личностным условиям : конформизм (соглашательство, неуверенность в себе, эмоциональная подавленность, доминирование отрицательных эмоций, низкая самооценка, повышенная тревожность, механизмы личной защиты и др.
Поэтому важно формировать качества, благоприятствующие творческому мышлению: уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости, склонность к риску, чувство юмора, отсутствие конформизма, боязни показаться странным, необычным, любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т. п.
Эти черты, свойственные творческой личности, складываются только благодаря демократическому стилю общения. В этом случае педагог учитывает индивидуальные особенности личности, ее опыт, специфику потребностей возможностей, а также он должен быть объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах с детьми.
Самым плодотворным является общение на основе совместной увлеченности творческой деятельностью. Основой такого стиля является высокий профессионализм педагога. Ведь увлеченность творческим поиском - это результат не только коммуникативной деятельности, но и в большей степени отношение к педагогической деятельности в целом.
Следовательно, развивая творческую личность, необходимо придерживаться:
• демократического стиля руководства учебно-познавательной деятельностью;
• положительного стиля взаимоотношения обучаемых с обучающимися в процессе совместной творческой деятельности.
В своей методике обучения детей художественно-творческой деятельности мы опираемся на положения индивидуально-психологического развития человека, выдвинутые С. Л. Рубинштейном, который считал, что существуют внешние (объективные) и внутренние (субъективные) условия развития творческого потенциала личности.
Таким образом, процесс организации художественного творчества детей включает следующие направления:
• создание положительных отношений между участниками учебного процесса (формирование позитивного эмоционального состояния, как у педагога, так и у воспитуемого; доверие, поощрение, соревнование и т. д.);
• изменение организации и способа проведения занятий по художественному творчеству, а в частности по художественному текстилю (разнообразные формы работы, новые способы деятельности, исследование и постижение красоты окружающего нас мира, самостоятельные творческие работы и др.);
• наличие творческого характера деятельности.
Для выявления условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей на наш взгляд необходимо решить следующие задачи:
• определить место творческой личности в процессе образования;
• изучить способы и методы обучения художественному творчеству;
• найти эффективные формы организации художественно-творческих занятий в процессе дополнительного образования.
К эффективным условиям можно отнести следующие:
1) построение учебного процесса на основе гуманизации обучения детей;
2) создание художественно обогащенной педагогической среды, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха в деятельности детей.
Исследования ученых, работы педагогов-новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе - творец.
Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия, воспитания которых позволили развить эти способности.