Елена Шувалова
Условия внедрения инклюзивного образования в начальные профессиональные учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация Статья посвящена условиям внедрения инклюзивного образования в начальные профессиональные учреждения. Рассмотрены проблемы, связанные с обеспечением прав инвалидов в начальном профессиональном образовании.
Ключевые слова инклюзия, инклюзивное образование, обучение в начальном профессиональном образовании лиц с особыми потребностями.
Публикация «Условия внедрения инклюзивного образования в начальные профессиональные учреждения» размещена в разделах
Современная российская система образования обращает пристальное внимание на профессиональное обучение людей, имеющих инвалидность и ограничение возможностей здоровья. После подписания Конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2012 году Российская Федерация обозначила позицию государства по отношению к людям с ограниченными возможностями. С этого момента важной задачей государства стала реализация права людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования на ровне со всеми. [7]
В России инклюзивное профессиональное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов по подготовке к профессиональной деятельности, улучшению их социальных навыков.
Ключевым принципом инклюзивного образования является обучение людей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что в данных образовательных учреждениях созданы все необходимые условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей.
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода к обучению детей с особыми образовательными потребностями :
1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми
Инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с обычно развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. [3]
Необходимым условием реализации инклюзивного профессионального образования является специальная обучающая среда, включающая:
-наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными методами и информационно-коммуникационными образовательными технологиями;
-комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы;
-создание адекватных внешних условий (необходимый уровень комфортности, специализированные средства передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения) и т. д. (1)
Несмотря на то, что в России проводится активная работа по реализации государственной программы «Доступная среда» и согласно этой Программе школы оснащают специальным оборудованием, учебными и методическими материалами, а для учителей организуют курсы подготовки к работе с особенными детьми, в начальном профессиональном образовании и высшем образовании лица с особыми потребностями сталкиваются с трудностями. Первопроходцами в разворачивании интеграционных процессов были Н. Э. Бенк-Миккельсен (1959 г.) и Б. Нирье (1968 г.). Они предложили концепцию «нормализации», которая была законодательно закреплена в отношении лиц с ограниченными возможностями.
К числу основных условий, тормозящих внедрение инклюзивного образования в начальные профессиональные учреждения, относят:
прямую зависимость от объема финансирования;
дефицит педагогических кадров прошедших обучение, повышение квалификации или переподготовку по реализации инклюзивного образования в системе среднего профессионального и высшего образования;
отсутствие четкого взаимодействия между специалистами различных социальных и образовательных организаций, обеспечивающих сопровождение людей с ограниченными возможностями.
Проблемы развития инклюзивного образования в системе профессионального образования имеют определенные особенности, которые надо учитывать при создании и внедрении адаптированных образовательных программ для людей с ограниченными возможностями.
В первую очередь необходимо обеспечить создание доступной среды для полноценного введения данной категории обучаемых в учебный процесс образовательной организации. Зачастую выполнение данного условия требует кардинальных изменений внутреннего пространства и обустройства здания в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», что представляет собой дорогостоящий процесс.
Руководством и педагогическим коллективом образовательной организации должны создаваться особые условия для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. К числу данных условий относятся особые требования по кадровому составу (уровень образовательной подготовки) образовательной организации, соблюдение нормативных требований по учебно-методическому и информационному обеспечению учебного процесса, модифицирование имеющейся материально-технической базы подготовки, включая базу для прохождения производственных практик обучаемыми.
Особого внимания требует создание и развитие в образовательной организации особой толерантной социокультурной среды, способствующей социальной адаптации обучаемых.
По окончании получения профессионального образования необходимо целенаправленно заниматься адаптацией и трудоустройством на рынке труда людей с ограниченными возможностями.
Таким образом, в настоящее время государство в области общего и профессионального образования предпринимает достаточно значимые усилия для построения общества равных возможностей для всех категорий обучаемых вне зависимости от ограниченных возможностей здоровья.
Право на образование - это право любого человека. Образование - это основное и неотъемлемое условие их социализации, полноценного участия в жизни общества. На сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире.
В современном мире отношениее людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. Причем в нашем обществе отношение культивируется с детского возраста.
Одним из возможных вариантов решения этой проблемы является развитие инклюзивного образования, которое направлено на:
•вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
•адаптация детей-инвалидов в современном обществе;
•создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
• умение превращать свои недостатки в достоинства;
• изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями.
По-прежнему остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути внедрения инклюзивного образовании :
-некорректное отношение к лицам с ограниченными возможностями.
-отсутствие специально подготовленного педагогического состава.
-очень низкий уровень материально-технической и методической оснащенности учебных заведений.
-барьер физического доступа.
-жесткие требования государственного стандарта.
Для эффективного внедрения инклюзивного обучения в начальные профессиональные учреждения предлагаю :
Способствовать продвижению идей инклюзивного образования, принятию принципов и приоритетов инклюзии в среде специалистов общего образования.
Организовать обучающие семинары для родителей и специалистов на базе региональных ресурсных консультативных центров по развитию инклюзивного образования.
Организовать межведомственное взаимодействие в целях использования потенциала учреждений культуры для развития социокультурной компетентности и приобщения к участию в культурной жизни учащихся с ограниченными возможностями и инвалидов.
Содействовать конструктивному сотрудничеству на условиях позитивного партнерства специалистов с общественными и родительскими организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.
Активно кооперироваться с некоммерческим организациям, являющимися лабораториями инноваций в сфере образования для распространения эффективных и новейших форм в региональном образовательном пространстве.
Проводить работу по профилактике эмоционального и профессионального выгорания специалистов, обеспечивающих процесс обучения детей с ограниченными возможностями в условиях массового образования,
Освещать в СМИ позитивные прецеденты получения образования и профессиональной самореализации лиц с ограниченными возможностями и инвалидов.
В заключение хочется отметить общечеловеческие, моральные понятия, такие, как гуманизм, терпимость, чуткость. Вне зависимости от континента, страны и места проживания человека, вне зависимости от национальности и вероисповедания, каждый человек имеет право на полноценную жизнь. Культурные традиции всех народов мира имеют многовековой опыт совместного и нераздельного проживания членов общины, а современный прогресс даёт несравненно больше возможностей для объединения и сплочения всех членов общества.
Список литературы
1. Малярчук, Н. Н. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования / Н. Н. Малярчук, Л. М. Волосникова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. -2015. -Том 1. -№ 4. -С. 251-268.
2. Ожогова, Е. Г. Проблема "психического выгорания" в деятельности педагога / Е. Г. Ожогова // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых: материалы Международной научно-практической конференции. - Омск: СибАДИ, 2016. - С. 659-663.
3. Пилипенко, В. Б. Информационно-обучающие здоровьесберегающие технологии в работе учителя / Пилипенко В. Б. // Студент: наука, профессия, жизнь: мат. III Всеросс. студ. научной конф. с межд. участием. – Омск: ОмГУПС, 2016. - С. 59-63.
4. Психология и педагогика начального образования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Н. П. Мурзина, Е. В. Чердынцева, М. В. Мякишева и др., Омск: ОмГПУ, 2015. - 484 с.
5. Четверикова Т. Ю. Теоретическая готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // В мире научных открытий. 2014. № 5.1(53). С. 475-485.
6. Якубенко, О. В. Создание здоровьесберегающей среды как условие адаптации учащихся к образовательному учреждению / О. В. Якубенко // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки: мат. межд. науч. -практич. конференции. -Омск: СибАДИ, 2014. -С. 177-179.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». – Режим доступа: https://www.consultant.ru