МААМ-картинки

Условия внедрения инклюзивного образования в начальные профессиональные учреждения

Елена Шувалова
Условия внедрения инклюзивного образования в начальные профессиональные учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация Статья посвящена условиям внедрения инклюзивного образования в начальные профессиональные учреждения. Рассмотрены проблемы, связанные с обеспечением прав инвалидов в начальном профессиональном образовании.

Ключевые слова инклюзия, инклюзивное образование, обучение в начальном профессиональном образовании лиц с особыми потребностями.

Темочки:

Современная российская система образования обращает пристальное внимание на профессиональное обучение людей, имеющих инвалидность и ограничение возможностей здоровья. После подписания Конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2012 году Российская Федерация обозначила позицию государства по отношению к людям с ограниченными возможностями. С этого момента важной задачей государства стала реализация права людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования на ровне со всеми. [7]

В России инклюзивное профессиональное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов по подготовке к профессиональной деятельности, улучшению их социальных навыков.

Ключевым принципом инклюзивного образования является обучение людей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что в данных образовательных учреждениях созданы все необходимые условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода к обучению детей с особыми образовательными потребностями :

1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми

Инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с обычно развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. [3]

Необходимым условием реализации инклюзивного профессионального образования является специальная обучающая среда, включающая:

-наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными методами и информационно-коммуникационными образовательными технологиями;

-комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы;

-создание адекватных внешних условий (необходимый уровень комфортности, специализированные средства передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения) и т. д. (1)

Несмотря на то, что в России проводится активная работа по реализации государственной программы «Доступная среда» и согласно этой Программе школы оснащают специальным оборудованием, учебными и методическими материалами, а для учителей организуют курсы подготовки к работе с особенными детьми, в начальном профессиональном образовании и высшем образовании лица с особыми потребностями сталкиваются с трудностями. Первопроходцами в разворачивании интеграционных процессов были Н. Э. Бенк-Миккельсен (1959 г.) и Б. Нирье (1968 г.). Они предложили концепцию «нормализации», которая была законодательно закреплена в отношении лиц с ограниченными возможностями.

К числу основных условий, тормозящих внедрение инклюзивного образования в начальные профессиональные учреждения, относят:

прямую зависимость от объема финансирования;

дефицит педагогических кадров прошедших обучение, повышение квалификации или переподготовку по реализации инклюзивного образования в системе среднего профессионального и высшего образования;

отсутствие четкого взаимодействия между специалистами различных социальных и образовательных организаций, обеспечивающих сопровождение людей с ограниченными возможностями.

Проблемы развития инклюзивного образования в системе профессионального образования имеют определенные особенности, которые надо учитывать при создании и внедрении адаптированных образовательных программ для людей с ограниченными возможностями.

В первую очередь необходимо обеспечить создание доступной среды для полноценного введения данной категории обучаемых в учебный процесс образовательной организации. Зачастую выполнение данного условия требует кардинальных изменений внутреннего пространства и обустройства здания в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», что представляет собой дорогостоящий процесс.

Руководством и педагогическим коллективом образовательной организации должны создаваться особые условия для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. К числу данных условий относятся особые требования по кадровому составу (уровень образовательной подготовки) образовательной организации, соблюдение нормативных требований по учебно-методическому и информационному обеспечению учебного процесса, модифицирование имеющейся материально-технической базы подготовки, включая базу для прохождения производственных практик обучаемыми.

Особого внимания требует создание и развитие в образовательной организации особой толерантной социокультурной среды, способствующей социальной адаптации обучаемых.

По окончании получения профессионального образования необходимо целенаправленно заниматься адаптацией и трудоустройством на рынке труда людей с ограниченными возможностями.

Таким образом, в настоящее время государство в области общего и профессионального образования предпринимает достаточно значимые усилия для построения общества равных возможностей для всех категорий обучаемых вне зависимости от ограниченных возможностей здоровья.

Право на образование - это право любого человека. Образование - это основное и неотъемлемое условие их социализации, полноценного участия в жизни общества. На сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире.

В современном мире отношениее людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. Причем в нашем обществе отношение культивируется с детского возраста.

Одним из возможных вариантов решения этой проблемы является развитие инклюзивного образования, которое направлено на:

•вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

•адаптация детей-инвалидов в современном обществе;

•создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;

• умение превращать свои недостатки в достоинства;

• изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями.

По-прежнему остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути внедрения инклюзивного образовании :

-некорректное отношение к лицам с ограниченными возможностями.

-отсутствие специально подготовленного педагогического состава.

-очень низкий уровень материально-технической и методической оснащенности учебных заведений.

-барьер физического доступа.

-жесткие требования государственного стандарта.

Для эффективного внедрения инклюзивного обучения в начальные профессиональные учреждения предлагаю :

Способствовать продвижению идей инклюзивного образования, принятию принципов и приоритетов инклюзии в среде специалистов общего образования.

Организовать обучающие семинары для родителей и специалистов на базе региональных ресурсных консультативных центров по развитию инклюзивного образования.

Организовать межведомственное взаимодействие в целях использования потенциала учреждений культуры для развития социокультурной компетентности и приобщения к участию в культурной жизни учащихся с ограниченными возможностями и инвалидов.

Содействовать конструктивному сотрудничеству на условиях позитивного партнерства специалистов с общественными и родительскими организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.

Активно кооперироваться с некоммерческим организациям, являющимися лабораториями инноваций в сфере образования для распространения эффективных и новейших форм в региональном образовательном пространстве.

Проводить работу по профилактике эмоционального и профессионального выгорания специалистов, обеспечивающих процесс обучения детей с ограниченными возможностями в условиях массового образования,

Освещать в СМИ позитивные прецеденты получения образования и профессиональной самореализации лиц с ограниченными возможностями и инвалидов.

В заключение хочется отметить общечеловеческие, моральные понятия, такие, как гуманизм, терпимость, чуткость. Вне зависимости от континента, страны и места проживания человека, вне зависимости от национальности и вероисповедания, каждый человек имеет право на полноценную жизнь. Культурные традиции всех народов мира имеют многовековой опыт совместного и нераздельного проживания членов общины, а современный прогресс даёт несравненно больше возможностей для объединения и сплочения всех членов общества.

Список литературы

1. Малярчук, Н. Н. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования / Н. Н. Малярчук, Л. М. Волосникова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. -2015. -Том 1. -№ 4. -С. 251-268.

2. Ожогова, Е. Г. Проблема "психического выгорания" в деятельности педагога / Е. Г. Ожогова // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых: материалы Международной научно-практической конференции. - Омск: СибАДИ, 2016. - С. 659-663.

3. Пилипенко, В. Б. Информационно-обучающие здоровьесберегающие технологии в работе учителя / Пилипенко В. Б. // Студент: наука, профессия, жизнь: мат. III Всеросс. студ. научной конф. с межд. участием. – Омск: ОмГУПС, 2016. - С. 59-63.

4. Психология и педагогика начального образования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Н. П. Мурзина, Е. В. Чердынцева, М. В. Мякишева и др., Омск: ОмГПУ, 2015. - 484 с.

5. Четверикова Т. Ю. Теоретическая готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // В мире научных открытий. 2014. № 5.1(53). С. 475-485.

6. Якубенко, О. В. Создание здоровьесберегающей среды как условие адаптации учащихся к образовательному учреждению / О. В. Якубенко // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки: мат. межд. науч. -практич. конференции. -Омск: СибАДИ, 2014. -С. 177-179.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». – Режим доступа: https://www.consultant.ru

Публикации по теме:

Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования «Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования» Дитя, молодое существо с первого своего появления на свет Божий,.

Психолого-педагогические основы инклюзивного образования ВведениеИнклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который.

Фотоотчет по неделе инклюзивного образованияФотоотчет по неделе инклюзивного образования с 1 по 5 апреля в нашем МБДОУ с. Чистополье прошла неделя инклюзивного образования. Началась она 2 апреля с акции "Зажги синим". 2 апреля-Всемирный.

Презентация «Концептуальные основы инклюзивного образования» к Условиям, необходимым, для реализации инклюзивной практики в детском саду можно отнести 1. Использование специальных образовательных программ.

Контроль организации инклюзивного образования в ДОУ В МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 с. Кременкуль» Челябинской области функционируют группы компенсирующей и комбинированной.

Организация инклюзивного образования в детском саду С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Реализация прав детей с ограниченными.

Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную.

Проблемы реализации инклюзивного образования в ДОУ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ В последнее время большое значение и внимание привлекает уровень изменения здоровья.

Условия организации инклюзивного обучения детей в образовательной организации В статье описаны необходимые условия для организации инклюзивного обучения детей в образовательных организациях. Перечислены требования,.

Взаимодействие логопеда и специалистов образовательного учреждения в ходе реализации инклюзивного образования (слайд 2). К сожалению, в последние годы в нашей стране и во всем мире сложилась стойкая тенденция к росту числа детей, имеющих так называемое,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия внедрения инклюзивного образования в начальные профессиональные учреждения
Опубликовано: 22 апреля 2019 в 12:41
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия внедрения инклюзивного образования в начальные профессиональные учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шувалова (УИ 1028269) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД