Ольга Митина
Условия успешной социализации ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе
Социализация - это процесс становления личности длящийся в течение всей жизни.
Темочки:
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка.
Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.
Социализация осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном процессе.
Современные оразовательные и воспитательные Программы ориентируют педагогов дошкольных учреждений на следующие цели.
- Создавать условия для полноценного социального развития детей (предоставлять каждому из них возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать социальную компетентность и т. п.).
- Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т. п.
- Определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада и др.)
Не следует сводить понятие социализации исключительно к общению ребенка со сверстниками, так как на самом деле оно гораздо шире и включает в себя:
- усвоение культурных норм и ценностей,
- принятие различных социальных ролей, образцов поведения,
- обретение навыков эффективного взаимодействия с другими людьми.
Первые шаги в нелегком деле социализации малыш делает в своей семье – именно так его внутренний мир начинает обогащаться знаниями о том, что существует мама и другие члены семьи, которые по мере взросления ребенка становятся его проводниками в большой мир. Именно семья является для ребенка образцом, здесь он постигает первые модели поведения и социальные нормы.
Что же следует делать родителям для того, чтобы быть уверенными в том, что социализация ребенка в должной степени реализуется?
1. Семья для ребенка – миниатюрная модель общества, которая дает представление об иерархии, разделении ролей, нормах общения, социальных статусах, ценностях, культурных и моральных нормах.
2. Благодаря родителям, ребенок имеет возможность сначала наблюдать, а затем все более активно включаться во взаимоотношения с внешним миром. Для этого достаточно не изолировать ребенка в замкнутом круге дом-площадка-кружок, а брать его с собой и туда, где Вас ждут дела, а не развлечения – в магазин, банк, на почту, в гости к своим друзьям и т. д., и т. п. Именно там ребенок, наблюдая за Вашими действиями, приобретет бесценные навыки социализации.
3. Совершенно не нужно стараться каждый день организовывать исключительно увеселительные мероприятия для ребенка : сегодня в цирк, завтра в музей, послезавтра в зоопарк… Семья не должна быть ориентирована только на ребенка, как раз наоборот – ребенок должен органически вливаться в жизнь семьи, чувствовать себя ее частью, правильно ощущать семейную иерархию.
4. Чрезвычайно важно максимально включать ребенка в любую взрослую деятельность, будь то рукоделие или ремонт, готовка или уборка. Очень полезно для ребенка будет узнать о том, где и кем работают члены его семьи, по возможности побывать у них на работе, или по крайней мере, увидеть фотографии и услышать рассказ об их занятиях.
5. Общение с другими детьми приобретает важность после 3 лет, когда ребенок достигает того возраста, в котором действительно возникает такая потребность. Однако, и в этом возрасте ребенку требуется присутствие родителей, которые на первых порах будут помогать ребенку выстраивать взаимоотношения с другими детьми. Общение ребенка исключительно с группой сверстников значительно обедняет его, гораздо полезнее общение в разновозрастной группе, где дети имеют возможность перенимать опыт у старших, и в то же время учатся быть снисходительными по отношению к младшим.
6. Навыки социализации отрабатываются ребенком в сюжетно-ролевой игре, когда он пробует брать на себя различные роли и обыгрывает ситуации, которые имел возможность наблюдать в реальной жизни.
7. Качество общения гораздо важнее, чем его количество. У детей бывают разные темпераменты, и, соответственно, совершенно разные потребности в общении. Поэтому в этом вопросе важно исходить исключительно из интересов ребенка, наблюдая за его поведением и реакцией.
8. Время от времени ребенку просто необходимо одиночество! Именно в одиночестве ребенок может осмыслить происходящее с ним ранее, отдохнуть от общения.
9. Гармоничная социализация ребенка отнюдь не подразумевает то, что ребенок должен с легкостью вступать в контакт с незнакомыми людьми. Важно прививать ребенку разумную осторожность и поддерживать его избирательность в выборе контактов.
10. Научить общаться ребенка можно только одним способом – на собственном примере. Никакие правила хорошего тона не будут действовать, если не соблюдаются в семье.