Людмила Ковалёва
Методические рекомендации по обеспечению успешной социализации посредством использования микросоциума
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по обеспечению успешной социализации посредством использования микросоциума
Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет микросоциум.
Микросоциум — это ближайшее пространство и социальное окружение, в которых протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие.
Публикация «Методические рекомендации по обеспечению успешной социализации посредством использования микросоциума» размещена в разделах
Микросоциум включает такие факторы социализации как семья, институты воспитания, группы сверстников.
Влияние микросоциума на процесс социализации человека на различных этапах его жизни зависит от объективных характеристик микросоциума и субъективных характеристик самого человека.
К объективным характеристикам микросоциума можно отнести :
• пространственные характеристики;
• архитектурно-планировочные особенности (открытость - замкнутость, исторически сложившаяся или индустриальная застройка, соотношение малоэтажной и высотной застройки, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т. д.);
• благоустроенность и развитость коммунального хозяйства на его территории, а также насыщенность сферы обслуживания и ее качеств;
• культурно-рекреационные возможности (наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек);
• демографическую ситуацию ( состав жителей: их этническую принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференцированности; особенности половозрастного состава; состав семей).
Семья — важнейший институт социализации, т. к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический зависит от условий проживания, обустроенности жилища, гигиенических особенностей образа жизни. Наконец, демографический определяется структурой семьи.
Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни и является ведущим фактором социализации в дошкольном возрасте.
Институты воспитания — это специально создаваемые обществом и государством организации, основной функцией которых является целенаправленное планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и (или) определенного социально-профессионального слоя.
С течением времени увеличивается многообразие институтов воспитания в связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества, меняются их роль и соотношение в процессе социального воспитания.
Через систему институтов воспитания общество и государство, с одной стороны, стремятся обеспечить равные возможности для воспитания всех своих членов, а с другой, создать условия для реализации каждым своих возможностей, удовлетворения потребностей и развития способностей и интересов.
В процессе социализации человека институты воспитания играют двоякую роль. С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как социально-контролируемая часть социализации. С другой — они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно. Это связано с тем, что в любом институте воспитания в процессе общения их членов происходит взаимовлияние, которое по своему характеру может не совпадать с целями и нормами, культивируемыми в институтах их организаторами.
Группа сверстников является важным фактором социализации. Потребность в общении со сверстниками существует в любом возрасте. Уже в раннем возрасте ребенок особым образом относится к сверстникам. О том, что у ребенка сложилась потребность к общению со сверстниками можно судить посредством следующих критериев, выделяемых М. И. Лисиной:
• внимание и интерес к другому человеку;
• эмоциональное отношение к партнеру;
• стремление ребенка вступить во взаимодействие с другим ребенком;
• желание и умение ребенка отвечать на адресованные ему действия.
Отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности, отсутствии жестких норм и правил общения, преобладании инициативных высказываний над ответными, функциональном разнообразии.
Ребенок, лишенный общения со сверстниками, теряет в своем коммуникативном развитии. Хотя языку дети учатся в основном у взрослых, какие-то интуитивно-коммуникативные способности формируются лишь в общении со сверстниками.
Принципы социализации ребенка
Главными принципами организации работы по образовательной линии «Ребенок в социуме» являются:
• единство формирования у детей представлений о социальной действительности как о части окружающей среды, что отражает деятельность и взаимоотношения людей, и воспитание у детей осознанного желания участвовать в жизни людей, которые их окружают;
• достоверность и педагогическая целесообразность в отборе знаний о человеке, обществе, морали;
• комплексность применения различных видов деятельности детей в формировании гуманного отношения к людям;
• использование примера взрослого как носителя знаний, норм, ценностей, личных качеств.
Главная задача реализации образовательной линии «Ребенок в социуме» — раскрыть ребенку социальный мир и помочь получить социальный опыт, понять свое место в социуме как активного участника. В процессе индивидуального освоения мира ребенок не теряет собственного «Я», а, наоборот, сохраняет, развивает и обогащает содержание своего внутреннего мира.
Ребенок — социальное существо. Для него характерна острая специфическая потребность в другом. Поэтому любое, даже самое простое отношение ребенка к окружающему миру всегда преломляется через отношение к другому человеку. Само понятие «отношение» имеет субъективный и объективный аспекты.
Чрезвычайно важно формировать у детей:
• открытость миру людей как потребность личности;
• навыки социального поведения;
• осознанное отношение к себе как к свободной самостоятельной личности; к своим обязанностям, которые определяются связями с другими людьми;
• готовность воспринимать социальную информацию;
• способность сочувствовать, сопереживать;
• желание познавать людей, делать добро, поступать достойно.
В предисловии к Базовому компоненту дошкольного образования указано, что взаимодействие с другими людьми является своеобразным видом вхождения ребенка в социум, что требует умения согласовывать свои интересы, желания, действия с другими членами общества.
В дошкольном возрасте формируются основы социальной компетентности ребенка:
• способность понимать другого человека, его настроение, потребности, особенности поведения;
• умение уважать других людей, помогать им, заботиться о них;
• выбирать соответствующие ситуации общения и совместной деятельности.
Социально компетентный ребенок способен чувствовать свое место в системе отношений людей и адекватно себя вести.
Базовым компонентом дошкольного образования определены две компетенции дошкольника в отношении социального окружения :
1. семейно-бытовая — знакомство с нормами и правилами семейного (семейного) сожительство; способность их соблюдать; умение поддерживать доброжелательные, дружеские, доверительные отношения в кругу семьи, проявлять заботу и любовь родных и близких членов семьи;
2. социально-коммуникативная — знакомство с различными социальными ролями людей (знакомые, незнакомые; свои, чужие, дети, взрослые, женщины, мужчины, девочки, мальчики, молодые, пожилые, с элементарными социальными и морально этичными нормами межличностных взаимоотношений, умение соблюдать их во время общения.
Способность взаимодействовать с людьми, которые окружают: согласовывать свои действия, поведение с другими; осознавать свое место в социальной среде; позитивно воспринимать себя. Умение сопереживать, сочувствовать, помогать другим, выбирать соответствующие способы общения в различных жизненных ситуациях.
Особого внимания воспитателя требует развитие творческих игр социальной тематики, в которых ребенок отражает свое понимание социума, взаимоотношений людей, выполнение моральных норм, отношение к социальным обязанностям. В работе по направлению «Ребенок в социуме» особое значение приобретает творческая игра.
Специфической особенностью работы по этой образовательной линии является то, что она не ограничивается определенными формами образовательной работы, местом в распорядке дня, длительностью во времени. Поскольку ребенок приобретает социальный опыт постоянно, то рядом с запланированными и подготовленными воспитателем формами стоит использовать также события, которые происходят вне плана.
Новая игрушка, цветок расцвел, болезнь товарища по группе и его возвращение в детский сад и много других событий, которые возникают вне плана образовательной деятельности, — все это может стать предметом социально-эмоционального переживания и осмысления детьми.