Надежда Вербицкая
Условия полноценной социализации личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике является идея сотрудничества, которая проявляется во взаимной деятельности дошкольного учреждения и семьи по достижению общей цели воспитания здоровых и счастливых детей.
Создание инновационной системы сотрудничества с семьями воспитанников в МДОУ «ЦРР-детский сад «Колосок» с. Ивантеевка влияет на уровень образования дошкольников, который в дальнейшем достигает качественно новых высоких результатов.
Публикация «Условия полноценной социализации личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ведущей педагогической идеей является предупреждение переутомления у детей; охрана и укрепление здоровья воспитанников, оказание помощи современной семье в деле воспитания, обучения и развития детей; превращение интереса детского сада к образовательному процессу в интерес семейный; сплочение коллектива родителей в коллектив единомышленников.
Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.
Как же создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ?
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия.
Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и его нарушение, и отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера.
На первом этапе создания инновационной системы сотрудничества с семьями воспитанников проводились диагностирование, опрос, анкетирование семей, был составлен социальный паспорт семьи.
Благодаря этому были найдены пути реализации взаимодействия ДОУ и семьи через применение разных вариантов, форм организации, методов и приемов сотрудничества с семьями воспитанников.
Все они направлены на решение одних и тех же задач.
Планируя работу с родителями, мы сохраняем все лучшее и проверенное временем, а также ищем и стремимся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Работу с родителями смогли систематизировать, сформировав сотрудничество двух общественных институтов: семьи и детского сада. Разрабатывая план сотрудничества с семьями воспитанников, учитываем:
• интересы и потребности родителей
(Для обеспечения наибольшей эффективности работы с родителями на новый учебный год проводится письменный опрос в конце года, анкетирование, с целью выявления наиболее приемлемых и эффективных форм сотрудничества с семьями воспитанников)
• задачи ДОУ
(мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ)
Сотрудничество с семьями воспитанников спланировано с единой целью: «Создание единого образовательного пространства «детский сад – семья».
Приоритетными задачами определены:
• Повышение педагогической культуры родителей.
• Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работ.
• Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания, обучения, развития, сохранения здоровья и безопасности детей дошкольного возраста.
«Поиск и установление контактов с разными людьми – основа педагогической профессии».
Кибернетик Н. Винер
Придерживаясь вышеуказанного высказывания в своей работе используем:
Приемы взаимодействия с родителями, которые играют важную роль в инновационной системе сотрудничества.
• Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится все сотрудничество с семьями воспитанников.
• Индивидуальный подход.
Обязательно учитываются особенности характера родителей, желание идти на контакт.
• Сотрудничество, а не наставничество.
Создана атмосфера взаимопомощи в сложных педагогических ситуациях, позиция наставления не используется.
• Готовимся серьезно.
Главное в сотрудничестве с семьями воспитанников - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
• Динамичность.
Сотрудничество находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему. В зависимости от этого меняются формы и направления работы с семьей.
Традиционные формы преобразованы в инновационные, и носят развивающий характер.
Родительские собрания носят характер деловой игры. Активная явка родителей составляет 90%. Такого высокого результата посещения родителей наших собраний мы добились благодаря созданию домашней уютной обстановки, где всегда присутствует спокойная музыка, красиво сервированы столы маленькими букетами цветов, угощением для чаепития. Отзывы родителей о собрании подтверждают то, что приходя к нам, они отдыхают после рабочего дня и получают положительные эмоции. Все названное играет огромную роль в привлечении родителей к встречам в детском саду. Но этого было бы мало, если бы не присутствовал доброжелательный тон. Даже самые сложные вопросы с подачей положительного тона, открытого взгляда, умением найти нужные слова - убеждения решаются легко. Свою работу с семьями воспитанников называем тесным сотрудничеством. Родители наших деток также стали более сплоченными и дружными между собой как одна семья. Такого результата мы добились не вдруг. Многие родители вначале относились к нам, нашей работе с недоверием, недопонимаем. Но, зная, что взаимодействие родителей и воспитателей редко возникает сразу, и, благодаря объединению сил, сотрудничеству, компетентности, профессионализму, неуклонному следованию выбранной цели, был получен результат работы.
Эффективными приемами работы на наших собраниях являются:
• Проведение мастер класса.
Его целью является обучение родителей правильно закреплять знания в домашней обстановке по развитию речи, обучению грамоте, математике и т. д.
• Вручение благодарственных грамот.
С целью морального стимулирования. На каждом собрании выражаем благодарность наиболее активным родителям, которые помогают в совместной работе, оказывают спонсорскую помощь.
• Знакомство с новыми семьями.
Это считается необходимым, чтобы помочь новой семье влиться в коллектив и чувствовать себя уверенно.
• Дискуссия
Она носит целенаправленный характер решения поставленного вопроса. Такую форму работы используем в начале собрания, чтобы вызвать родителей на общение в течение всей встречи.
• Педагогический всеобуч
Его целью является подача новой информации по заданной теме.
• Фото-презентация.
Она состоит из фотографий на тему: «Деятельность детей в детском саду». Эта форма работы пользуется среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.
• Телефон доверия.
В игровой форме родители задают любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется сотрудничество с семьями воспитанников в соответствующей форме.
• Видео-презентация
Она носит название «Один день из жизни детского сада». В ней отображается деятельность детей в течение дня.
• Вручение памяток, буклетов.
Родителям предлагается информация о возрастных особенностях данного возраста, правилах детского сада и т. д.
• Письменные отзывы о проведенном собрании
После родительского собрания у нас есть традиция: Родители пишут отзывы, пожелания педагогам. Отзывы анонимные.
Очень приятно читать положительные отзывы, понимая, что родители видят в нас грамотных, мудрых, профессиональных педагогов.
Сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы, помогают нам и другие формы сотрудничества с родителями.
• Совместное творчество родителей и детей.
Изготавливают совместные пособия и атрибуты для участия в конкурсах: «Моя книжка», «Русский огород», «Огород на окне, «На лучшее оформление группы к Новому году», «Лучший мини-музей в группе». Мини-музей с разными видами театра в группе позволяет познакомиться с историей театра и использовать различные куклы в разных видах деятельности.
• Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.
Развлекательные мероприятия: «Мама, папа и я, спортивная семья», традиционные праздники - Новый год,23 февраля, 8 марта проходят в режиме двигательной и умственной активности.
• Совместное чаепитие детей и родителей.
Проводим после праздников, досугов.
• Благоустройство участков.
Родители участвуют совместно с детьми в конкурсах: «Снежная фантазия», «Зимнее царство», «Зимнее чудо», «На лучший проект летнего участка» с целью создания развивающей среды на участке в разное время года.
• Индивидуальная работа с родителями и детьми.
Эту форму работы применяю как совет по работе образовательного процесса.
• Семейные ценности.
Проведение праздника «День семьи», который включает в себя массу конкурсов: «Умелые ручки», «Генеалогическое древо», «Традиции моей семьи».
• Педагогическая мастерская.
Используется с целью установить тесный контакт друг с другом. Родители делятся на несколько групп. Группы имеют разные названия, но единые по смыслу. Решаются педагогические ситуации от лица детей, родителей.
• Пропаганда педагогических знаний.
Вся информация для родителей оформлена эстетично, грамотно, в печатном виде. Информация актуальна.
• Бюллетень, буклет.
Изготовлены как для индивидуальной работы с родителями, так и для общего количества, для обеспечения семьи новой информацией.
• Посещение образовательной деятельности.
Приглашаем родителей, когда они проявляют свою инициативу посетить НОД с целью ознакомления со структурой и ее спецификой для индивидуального закрепления в домашней обстановке, для предупреждения переутомления у детей.
• Почта Доверия.
• Консультации.
• Совместные экскурсии.
• Дни открытых дверей.
• Совместное создание предметно – развивающей среды.
• Тренинги
При создании инновационной системы сотрудничества с семьями воспитанников добились положительных результатов:
• уровень развития детей достиг качественно новых высоких результатов.
• повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей.
• изменился характер общения родителей с воспитателями.
• многие стали активными участниками в работе группы.
• коллектив родителей сплотился в коллектив единомышленников.
Вывод: Осуществление полноценной социализации личности ребенка-дошкольника при взаимодействии семьи и ДОУ возможно лишь при наличии условий, которыми являются:
• Создание уюта, комфортности, домашней обстановки, как в отдельно взятой группе, так и в ДОУ в целом. Сформированная таким образом обстановка, располагает к общению, что является одним из основных условий гармоничного взаимодействия детского сада и семьи, где можно компенсировать и смягчить друг друга.
• Грамотное, разностороннее, конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей.
• Внедрение новых, эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
• Оказание компетентной помощи родителям в воспитании подрастающего поколения.
• Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
• Индивидуальный подход.
Мы не останавливаемся на достигнутом, а ищем новые пути сотрудничества с семьями воспитанников.
Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!
Выступление сопровождается презентацией
Используемые интернет - ресурсы:
openclass.ru
doshvozrast.ru