Елена Зубанова
Педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка в целях успешной социализации»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2. “Как нет человека без самолюбия, –
так нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию верный ключ к
сердцу человека и опору для борьбы с его
дурными природными, личными, семейными и
родовыми наклонностями»”
К. Д. Ушинский
Публикация «Педсовет „Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка в целях успешной социализации“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Актуальность вопроса воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения обусловлена процессами в мире, на Украине и в российском обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма. Президент В. В. Путин 18 марта 2014 г. впервые публично сказал о том, что западные политики угрожают активизацией деятельности пятой колонны, т. е. деятельности национал - предателей. Кто мог иметься в виду? Очевидно, что лидеры политической оппозиции, возглавляющие массовые митинги и шествия, которые, как правило, направлены на срывы стабильности и смену действующей политической власти. Информационная империя пятой колонны в России работает круглосуточно, калечит миллионы сознаний, прежде всего подрастающего поколения, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции формирующейся личности.
Поэтому сегодня образование призвано способствовать сохранению традиционных позитивных форм патриотического воспитания и поиск новых, современных технологий формирования гражданско-патриотического сознания и поведения у школьников в целях :
* недопущения вовлечения их в экстремистские группировки, которые
маскируются под разного вида спортивные секции, религиозные группы и
т. п. ;
* социальной адаптации молодого человека, тем более с ограниченными возможностями здоровья;
* жизненного самоопределения, становления и развития личности ребенка;
* сохранения мирной стабильности.
Предлагаю вспомнить, разобрать ключевые понятия: патриот, патриотизм, гражданственность.
Слайд 3. «Патриот» – писал В. И. Даль, - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник. (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4т. М. ,1978. Т. 3. С. 24).
«Патриот», - говорится в словаре современного русского литературного языка,- человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. (Словарь современного русского литературного языка).
Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества.
Слайд 4 «Патриотизм» (от греческого patris – отечество, родина) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Философский словарь/ред. И. Т. Фролов. М. ,1986. С. 358).
В патриотизме заложены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. Патриотизм – это стержень духовно-нравственного воспитания, на который ориентированы Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.
В современном мире патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, народу, который, возможно, переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор или военные конфликты.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в обществе, к инициативному труду, к реализации прав и обязанностей, а также процесс укрепления ответственности за свой нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
В коррекционной школе-интернате для слабовидящих, умственно отсталых детей, патриотическое воспитание имеет свои педагогические и социально – психологические особенности деятельности, связанные с тем, что сокращение получения информации из внешнего мир, свойственное слабовидящим, умственно отсталым детям, может привести к обедненности их эмоциональной жизни, сужению разнообразных видов чувств. Поэтому важно проводить еще и компенсаторную, коррекционную работу по патриотическому воспитанию.
Все вышеперечисленные доводы доказывают важность и необходимость осуществления гражданско-патриотического воспитания школьников.
Слайд 5. Нормативно-правовой и теоретико-методологической основой гражданско-патриотического воспитания являются :
Конституция РФ.
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.) в котором говорится о том, что одна из важнейших задач воспитательной деятельности на современном этапе включает «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе», формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Федеральный закон от 13 марта 1995г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях России) /с изменениями от 22 августа 2004г. /;
Письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
Письмо Минобразования РФ от 1 марта 2002г. № 30-151-31/16 «О рекомендациях “Oб организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”»;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02. 2011 г. 61).
Слайд 6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ( авторы: А. Я. Данилюк, А. М. Кандаков и др.);
Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области на 2012-2015 годы /А. М. Фактор, м. В. Шакурова, А. В. Енин, Н. С. Кириченкова и др. ;
Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ);
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ) и др.
На основе данной нормативно-правовой и теоретико-методологической базы в КОУ ВО «ПСШИ IV вида» разработаны:
Концепция социального воспитания и дополнительного образования воспитанников КОУ ВО «ПСШИ IV вида» на 2012-2015 годы.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся КОУ ВО «ПСШИ IV вида» на ступени начального общего образования.
Программа воспитания и социализации обучающихся КОУ ВО «ПСШИ IV вида» на ступени основного общего образования.
Рабочие программы воспитательной деятельности по группам, в которых отображена работа по гражданско-патриотическому воспитанию.
Программа работы школьного кружка «Танаис» гражданско-патриотического направления (рук. Мысливцева З. А.)
Программа работы школьного краеведческого кружка «Юный краевед» (рук. Данилова Л. Л.).
Программа школьного кружка «Основы православной культуры» (рук. Пономаренко Е. Н.)
Программа деятельности ДШО «Ровесник», где имеется гражданско-патриотическое направление воспитания «Я открываю мир»
План работы школьно-краеведческого музея и др.
Согласно Концепции социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области на 2012-2015 годы инвариантным направлением, (т. е. обязательным) является воспитание гражданина и патриота России.
Проанализировав данную нормативно-правовую базу и уровень формирования высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России мы пришли к необходимости разработки Программы гражданско-патриотического воспитания школьников на 2014-2018 г. г.
Слайд 7. Предлагаю педагогическому Совету проанализировать Программу и рассмотреть возможность принятия ее к реализации.
Цель Программы: развитие системы патриотического воспитания слабовидящих школьников, формирование у детей и подростков патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Задачи Программы:
воспитание подрастающего поколения в духе любви к Родине, к своему народу, отчему краю, понимания необходимости уважения культуры и духовных традиций, обычаев своего народа;
формирование и развитие патриотических чувств, навыков и привычек проявления гражданско-патриотического сознания и поведения; осознания и принятия ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального русского народа, человечества;
овладение базовыми национальными ценностями (патриотизм социальная солидарность гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество, которые призвана формировать российская школа, которые должны быть присущи гражданину России;
приобщение, включение в различные виды гражданско - патриотической деятельности;
коррекция и компенсация первичных и вторичных отклонений в развитии слабовидящих детей, расширение сфер их деятельности гражданско-патриотической направленности, развитие эмоциональной чувственности;
повышение профессионализма педагогов, реализующих Программу патриотического воспитания;
внедрение в практику новых форм работы по патриотическому воспитанию.
Слайд 8. Сроки и этапы реализации Программы:
I этап – организационно-мобилизационный (2013г.) :
аналитическо-диагностическая деятельность;
поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления;
изучение современных технологий.
II этап – практический (2014 -2017 гг.) :
использование на практике форм, методов, приемов развития гражданско-патриотического воспитания;
промежуточный контроль.
III этап - итогово-обобщающий (январь-май 2018г.) :
обработка и интерпретация данных;
соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
определение перспектив и путей дальнейшего развития гражданско-патриотического воспитания.
Структура управления процессом гражданско-патриотического воспитания в КОУ ВО «ПСШИ IV вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
В воспитании патриотизма ничто не является несущественным или малосущественным. Мы не сможем воспитать любви к Родине, не пробудив любви к деревьям, цветам, труду, отчему дому. Нам не воспитать любви к русскому народу, не воспитав любви к людям, окружающим ребенка.
Слайд 9. Поэтому, представленная модель наглядно представляет особенность школьной системы патриотического воспитания. Основным механизмом реализации модели патриотического воспитания являются 7 направлений, действующих в школе-интернате.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:
Слайд 10. Получение представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации в процессе:
-чтения книг,
-изучение плакатов, картин,
-викторины,
-просмотр и обсуждение DVD фильмов,
- познавательные игры,
-деятельность знаменной группы, группы барабанщиков,
-использование государственной символики на мероприятиях и др.
Слайд 11. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников в процессе:
-классные часы
-информационные линейки
-выпуски стенгазет
-презентации праздников
-поздравительные акции
-просмотр и обсуждение фильмов
-праздники, месячники, посвященные дням воинской славы и памятным датам России.
Слайд 12. Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина в процессе :
-встречи с ветеранами
-путешествия по историческим местам
-поклонение памятным местам, мемориалу павших воинов
-просмотр и обсуждение фильмов
-сюжетно-ролевые игры
-экскурсии
-мероприятия патриотической тематики
-Вахта Памяти и др.
Слайд 13. Освещение подвигов защитников Отечества через:
-Информационные часы.
-Чтение документальной и художественной литературы.
-Встречи с ветеранами и военнослужащими.
-Выпуски стенгазет.
-Поздравительные акции.
-Игры военно-патриотической тематики
-Подготовка статей в газету
-Подготовка презентаций и др.
Слайд 14. Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Воронежской области, Павловского района. Получение опыта общения с детьми и взрослыми — представителями других национальностей в процессе:
-сюжетно-ролевые игры,
-участие в творческих фестивалях, конкурсах народного творчества,
-фольклорные праздники,
-изготовление фольклорных поделок, костюмов,
-встречи с представителями народного песенного, танцевального творчества,
-экскурсии в музеи,
-народных игр,
- дискуссии,
- организации и проведения национально-культурных праздников,
- участия в смотрах музеев гражданско-патриотической направленности,
- встречи с историками, этнографами и др.
Слайд 15. Ознакомление с деятельностью общественных организаций и участие в деятельности детско-юношеских движений гражданско-патриотической направленности :
-Поисковая деятельность.
-Шефская деятельность.
-Общественно полезная деятельность.
-Социально- значимая проектная деятельность и др.
-Участие в праздниках, спортивных мероприятиях, фестивалях, слетах,
и др.
Слайд 16. Знакомство с достойными примерами гражданственности и патриотизма сотрудников и выпускников школы:
-встречи, беседы, ознакомление с биографиями
-оформление стенда «Гордость школы»
-уроки мужества
-музейная деятельность
-создание аллеи Памяти и др.
(Выступления педагогов).
Для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию патриотизма, гражданственности у школьников, а также в целях подготовки к предстоящему 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, предлагаю методом «Мозгового штурма» определить, составить план технологий, форм работы, которые необходимо использовать в комплексной работе пед. коллектива, воспитанников, родителей, общественности по гражданско-патриотическому воспитанию
Все эти мероприятия очень важны для поколения, не знавшего войны, каждое соприкосновение с живой историей, каждый рассказ о славных страницах нашего народа и государства наполнен особым смыслом для детей. Их участие в конкретных делах способствует гражданско-патриотическому и нравственному становлению личности гражданина, патриота своей страны.
Слайд 17. Программа содержит перечень планируемых результатов реализации Программы:
развитие образовательной системы по формированию и развитию личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, родного Воронежского края,
готовность ребенка к сознательной патриотической деятельности и к выполнению гражданского долга,
сформированность патриотического самосознания, толерантности учащихся в условиях образовательного процесса,
возрастание социальной активности, созидательного вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства,
возрождение духовности. Сохранение лучших исторических и культурных традиций,
Знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа.
Патриотическое воспитание – это управление процессом развития личности юного гражданина, патриота через создание благоприятных для этого условий и осуществление диагностики. В Программе представлена разработанная методическим Советом диагностическая программа, которая направлена на изучение количественных и качественных показателей гражданско-патриотического воспитания.
Слайд 18. (диагностическая программа)
Количественные показатели:
- участие в жизни класса, школы;
- участие в школьных, районных, республиканских мероприятиях обучающихся;
- изготовление и представление различных проектов (на бумажных и электронных носителях);
Качественные показатели:
- освоение новых технологий и форм работы по патриотическому воспитанию;
- удовлетворенность обучающихся и родителей проводимой работой (ее организацией, содержанием, методами, задействованностью учеников);
- изменения в гражданской активности учеников и родителей в жизни класса, школы, города;
- повышение статуса класса в школе;
-личностный рост ребенка.
Портрет выпускника начальной школы (в соответствии с ФГОС) :
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Слайд 19. На данный период времени, по итогам 1 полугодия, уровень сформированности патриотизма и гражданственности
в 1-4 классах равен 63%, в 5-10 классах -84%. В целом по школе: 74%.
Данные показатели свидетельствуют о том, что процесс гражданско-патриотического воспитания в нашей школе развивается, мероприятия, носят системный характер. Но нам есть к чему стремиться, над чем работать.
В свое время Наполеон Бонапарт говорил, что любовь к Родине – это первое достоинство цивилизованного человека.
Каждое поколение вносит свой вклад в историю страны. Настанет время, и наши воспитанники, став взрослыми, возьмут на себя заботу о своей Родине. И важно, чтобы они были патриотами. Мы не имеем права растить детей Иванами, не помнящими родства.
Но для этого необходимо, чтобы центральной фигурой духовно-нравственной, гражданско-патриотической педагогики стал компетентный, неравнодушный учитель, воспитатель, занимающийся самообразованием, саморазвитием, ибо нельзя передать нравственно-патриотические знания, чувства, если не владеешь ими.