Галина Анастасия
Условия современности и потребности детей с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
Условия современности и потребности детей с ОВЗ
Доброе утро уважаемые коллеги! Начать свое выступление я хотела бы с притчи.
Притча «Трещина в кувшине»
У пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.
Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль женщину, поэтому, однажды он сказал ей:
Публикация «Условия современности и потребности детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.
Но мудрая женщина только улыбнулась:
- А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.
О чем эта притча, как вы думаете?
Это притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих нас людей такими, какие есть, видеть в них хорошее. Дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «Кувшин с трещинкой», они тоже имеют право на жизнь, что они, не зная сами себя, могут быть полезны обществу.
Проблема
В настоящее время образование детей с ОВЗ – одна из актуальных проблем современного образования. В России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ОВЗ, отмечается и тенденция комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Кто такие дети с ОВЗ? Прочитайте слова синонимы (раздать листочки)
(Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.)
Дети с ОВЗ: дети с нарушением слуха; зрения; речи; с нарушением опорно-двигательного аппарата; с ЗПР; с нарушением поведения и общения; с УО; дети с комплексными нарушениями психофизического развития ( сложными дефектами: слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Какие потребности этих детей?
Во первых, основные потребности, связанные с организацией образовательного процесса.
• Для этого требуется компетентность специалистов; (Уч. - логопед, педагог психолог, физ. инстр., муз. рук.)
• индивидуализация образовательного маршрута, комплексное психолого-педагогическое сопровождение;
• доступная образовательная мотивирующая среда: эмоциональный контакт с педагогом; толерантное, доброжелательное отношение со стороны всех участников образовательного процесса; использование в процессе обучения дидактических и учебных материалов, видов деятельности, к которым ребенок испытывает интерес; дополнительное поощрение и подкрепление.
Во вторых, основные потребности, связанные с адаптацией содержания программы:
а) это индивидуализация содержания. Для этого я провожу индивидуальные занятия, на комбинированной (логопедической) группе, 2-3 раза в неделю; фронтальные 4 раза в неделю; индивидуальные консультации с родителями 2-3 раза в месяц;
б) потребность детей в коммуникативном общении, социальном взаимодействии, социально-бытовых навыков, усвоение социальных норм поведения и т. д.)
Чтобы эти потребности решались, педагог-психолог детского сада проводит тренинги «Учимся дружить», индивидуальные занятия и использует песочную терапию.
В третьих ОП, связанные с адаптацией способов подачи материалов:
а) доступность подачи способов материала (трудность в переработке слухоречевой информации, понимания абстрактных понятий).
Поэтому мне необходимо адаптировать способы объяснения: использовать упрощенную речь и наглядные средства, упрощённые инструкции без двойных требований (например, слушай или аккуратно рисуй, т. к. длинные могут вызвать трудности у этих детей.
( Способы упрощения инструкции: наглядная демонстрация действия; разбивка на части.)
В четвертых ОП, связанные с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации:
- формирование навыков самообслуживания;
- выработка поведения; социального взаимодействия и развития коммуникации;
- формирование представлений об эмоциях.
Чтобы обеспечить эти все потребности необходимо сопровождение и коррекционная работа специалистов.
Какие специальные условия необходимы для детей с ОВЗ?
Специальные условия : технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия, мотивирующая среда и другие средства.
Чтобы реализовать потребности необходимы условия воспитания и обучения детей с ОВЗ : Я считаю, что первым необходимым условием является
• Создание охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие всех видов детской деятельности (в детском саду есть кабинеты специалистов, соблюдение режима, созданы и реализуются АООП для ЗПР, ТНР).
• Мы используем разные формы организации коррекционно – развивающей работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
• Оснащение детского сада специальным оборудованием по классификации детей с ОВЗ.
• В своей работе использую доступные методы: наглядные, словесные, практические.
• Включаю в работу инновационные технологии, (квет, песочная терапия, ИКТ, проектная деятельность.
• Чтобы все потребности решать, необходимо повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. В нашем детском саду команда состоит из: педагога, педагога-психолога, учителя - логопеда, старшего воспитателя, муз. руководителя, физ. инстр. проходят курсы повышения квалификации и делятся опытом.
• И последнее, что я хотела добавить, это взаимодействие и включение родителей в совместную деятельность со специалистами. (Индивидуальные консультации, отрытые занятия, совместная деятельность, походы, проекты, вечернее чтение, тренинги, семейный клуб «На встречу друг другу»)
В нашем детском саду разработана так же нормативная база регламентирующая деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ
положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.);
договор с родителями детей с ОВЗ;
положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы и т. д.
Заключение: Именно комплекс всех условий позволяет сделать образовательный процесс для каждого ребенка не только эффективным, но и комфортным - адаптированным под его личные возможности и потребности.