Татьяна Куракина
Условия развития коммуникативной компетентности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Основные понятия:
Коммуникативный – (communicato – сообщение, передача)
Коммуникативный (коммуникабельный) человек – способный к передаче и восприятию информации. Коммуникабельный человек, обладающий коммуникативными навыками.
Коммуникативные навыки – навыки эффективного общения (легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки общения, умение договариваться и настаивать на своих правах.)
Публикация «Условия развития коммуникативной компетентности у детей» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникативные навыки — навыки общения: невербальные (мимика, жесты, поза, интонация и др.) и вербальные (человеческая речь).
Коммуникативные способности - индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие взаимодействие между людьми в процессе общения и выполнения какой-либо деятельности.
Задачи коммуникативного развития дошкольников :
1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
5. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
6. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
7. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Жизнь в рамках общества и прямое взаимодействие (взаимоотношение) с другими представителями социума невозможно без коммуникативных способностей. Успеха в школьной и личной жизни невозможно достичь без умения:
Правильно и корректно общаться;
Вести диалог
Распознавать свои и чужие эмоции.
Именно на педагогов и родителей возложена основная ответственность за развитие коммуникативных способностей у дошкольников.
Почему необходимо начинать в дошкольном возрасте?
Переход из детской организации в школу является серьезным испытанием для детей :
- Меняется распорядок дня;
- Правила поведения;
- Объем поступающей информации.
И достаточно развитые социально-коммуникативные навыки значительно :
- снизят стресс;
- упростят процесс общения с новым коллективом;
- сэкономят энергию для занятий.
Что побуждает ребенка вступить в общение?
Причины вступать в общение связаны с тремя главными потребностями ребенка:
1. Потребность во впечатлениях
2. Потребность в активной деятельности
3. Потребность в признании и поддержке.
Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента :
- коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми);
- интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми);
- перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнерами по общению).
Первоначальные основы характера и поведения закладываются и затем формируются начиная с первых лет жизни человека. Зависимость от внешних обстоятельств и окружающего мира делают ребенка:
1. Любознательным
2. Восприимчивым
Именно в дошкольном возрасте закладываются такие качества личности как: 1. Общительность;
2. Умение находить общий язык с другими людьми;
3. Тактичность;
4. Склонность к эмпатии и другие коммуникативные способности человека.
Что входит в коммуникативные способности?
1. Сформированная и связная речь, способность вербально (устно) выражать свои мысли;
2. Способность идентифицировать невербальные сигналы (жесты, мимика, позы);
3. Правильное считывание и интерпретация (толкование) эмоций;
4. Разумная (конструктивная) реакция на действия и слова других людей, как ровесников и младших по возрасту, так и взрослых;
5. Контроль над своим поведением и управление речью;
6. Способность слушать и слышать;
7. Способность действовать в коллективе.
Развитие этих качеств помогут детям:
гармонично влиться в любой коллектив;
почувствовать себя полноправными членами общества.
Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков.
Для успешного развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям необходимо:
1. Создать условия для создания у ребенка положительного самоощущения (уверенность в том, что он хороший и его любят).
2. Развивать у ребенка чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
3. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим его людям:
а) воспитывать уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;
б) воспитывать уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.
Для развития коммуникативной и социальной компетентности необходимо :
1. Создавать различные возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми (используя принципы личностно- развивающего общения и содействия).
2. Предоставлять детям возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу. (Развитие у детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия.)
3. Помогать детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания.
4. Формировать у детей представления о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др., таким образом создавая условия освоения ребенком этических правил и норм поведения.
5. Предоставлять детям возможность выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у них опыта.
6. Создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе и рукотворному миру.
Для развития компетентности через игровую деятельность необходимо:
1. Создавать условия для свободной игры детей;
2. Организовать и поощрять участие детей в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах;
3. Поддерживать творческую импровизацию в игре, используя дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.
Сочетание всех этих условий играет важную роль :
В расширении словарного запаса.
Умении логично и связно выражать свои мысли.
В развитии готовности принятия на себя ответственности.
В повышении его доверия к себе.
В чувстве веры в свои силы.
В возможности внести свой вклад в общее дело и повлиять на ход событий (со временем характеризует человека современного общества, осознающего ответственность за себя и за общество).
В развитии у детей социальных навыков (самостоятельное решение конфликтов, умении договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты).
В освоении детьми элементарных правил этикета и безопасного поведения дома, на улице.
В усвоении детьми правил безопасного поведения, прежде всего на своем собственном примере и примере других.
Как обеспечить необходимые условия для коммуникативного развития детей?
1. Организовать предметно-пространственную развивающую среду
2. Создавать ситуации коммуникативной успешности для каждого ребенка.
3. Стимулировать коммуникативную деятельность
4. Устранять коммуникативные и социально-личностные проблемы детей (в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей)
5. Мотивировать ребенка на выражение своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт обсуждаемых персонажей при помощи вербальных и не вербальных средств общения.
6. Обеспечить оптимальный баланс между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей.
7. Моделировать игровые ситуации, мотивирующие дошкольников к общению со взрослыми и сверстниками.
Проблемы коммуникативного развития :
У РЕБЕНКА ПРОЯВЛЯЕТСЯ:
Излишняя робость;
Замкнутость;
Агрессивность;
Упрямство;
Конфликтность.
У РЕБЕНКА ОТСУТВТВУЕТ ОПЫТ ДРУЖЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:
Отзывчивость;
Элементарная забота;
Стремление к сотрудничеству;
Достижение общих целей;
Готовность прийти на помощь
Не желает следовать правилам или требованиям взрослых;
Недостаточно развиты знания и игровые умения, влияющие на создание благоприятного климата коллективных взаимоотношений
НЕ РАЗВИТЫ НАВЫКИ САМООРГАНИЗАЦИИ:
отсутствует инициатива,
проявления творчества;
чувства ответственности,
общительности,
умения коллективного планирования деятельности.
Результаты успешного психолого-педагогического сопровождения коммуникативного развития :
1. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру;
2. Созданы все необходимые условия для формирования у ребенка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
3. Сформировано чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
4. Сформировано положительное отношение ребёнка к окружающим людям – уважение и терпимость (толерантность) к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
5. Ребенок приобщен к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
6. У ребенка развито чувство ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
7. Ребенок обладает коммуникативной компетентностью - развиты коммуникативные умения и навыки и связная речь;
8. У ребенка имеются, соответствующие возрасту социальные навыки (освоены различные способы разрешения конфликтных ситуаций, способен договариваться, соблюдает очерёдность, умеет устанавливать новые связи и контакты.
Вывод:
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что главной целью дошкольного образования является не результат обучения, а социализация и личностные результаты развития ребенка. Поэтому так важно обращать внимание и направлять в правильное русло развитие коммуникативных навыков детей в ДОУ и дома.