Людмила Кузнецова
Условия, методы и приемы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Условия, методы и приемы формирования нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста»
Кузнецова Л. Б.
Майорова О. И.
Введение
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В него входит две составляющие: нравственное воспитание и патриотическое воспитание.
Темочки:
Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм.
Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к истокам культуры нашего общества, пробуждения любви к родному краю, воспитания уважения и любви к своей семье, преданности Отечеству. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Задачи по нравственно – патриотическому воспитанию:
• Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
• Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
• Воспитание уважения к труду.
• Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
• Формирование элементарных знаний о правах человека.
• Расширение представлений о городах России.
• Знакомство детей с символами государства.
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
• Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам.
Система работы по патриотическому воспитанию
• В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к
самому близкому в семье человеку маме. Воспитатель беседует с детьми о
мамах. Обращает их внимание на то, что мама заботится обо всех членах
семьи. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потреб-
ность в оказании ей посильной помощи - сложить самому одежду, убрать
игрушки и т. д. Детей младшей группы прежде всего знакомят с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях.
В течение года воспитатель расспрашивает детей о других членах семьи
- папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках; предлагает
принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. Детей младшей группы знакомят с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. И таким образом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья, детский сад.
• В средней группе ближайшее окружение ребё нка расширяется: кроме семьи и детского сада это двор, улица; также расширяются представления о родной природе и предметном мире. Основная задача педагога в рамках патриотического воспитания – ввести ребёнка в первую общественную среду – детский сад. Познакомить с социальным и природным окружением родного дома и детского сада. Сформировать понятия «Я – воспитанник детского сада», «Мой второй дом – детский сад».
• В старшей группе к известному уже ближайшему окружению ребенка добавляются родной город, край, начальные представления о родной стране. Основная задача – ознакомить ребёнка с его «малой родиной» — родным городом, краем. Формировать понятия «Я – житель города Рославль», «Я живу в Смоленской обл». Чтобы развивать интерес к «малой родине», важно рассказать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, дать представления о профессиях людей, живущих здесь. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Дети старшего дошкольного возраста принимают посильное участие в общественной жизни горожан, в событиях городского и областного значения, например: день рождения города, конкурсы детского творчества спортивные мероприятия, проекты, акции.
• В подготовительной к школе группе углубляются представления детей о ближайшем окружении ребёнка. Главная задача – развить потребность к ознакомлению с большой Родиной – Россией, прививать любовь к Отчизне. Сформировать понятия «Я – россиянин», «Мой дом – моя большая Родина – Россия». Ребёнок седьмого года жизни имеет представление о том, что он является жителем страны России, он осваивает понятие «Я – гражданин России». Умеет находить занятие по душе, имеет близких друзей, охотно участвует в общих делах. Может рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее, связывать их с будущим страны. Знает некоторых великих людей России, имеет представления о роли труда взрослых на основе ознакомления с разными видами труда и профессиями, характерными для нашей местности. Знает, что Россия – многонациональное государство, называет некоторые народности. Проявляет интерес к прошлому, настоящему и будущему, воображает себя в разных социальных ролях, мечтает о добрых делах. Знает некоторые культурные традиции своей семьи, русского народа, других национальностей.
Формы работы с детьми
• Кружки
• Праздники
• Самостоятельная деятельность
• Экскурсии
• Трудовая деятельность
• Занятия
• Смотры конкурсы
• Игры.
Методы и приемы работы
• Целевые прогулки и экскурсии.
• Наблюдения.
• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
• Беседы о родном городе и Родине.
• Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
• Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.
• Ознакомление с произведениями народного творчества.
• Обогащение и стимулирование детского творчества.
• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
Работа с родителями
Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.
• Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»
• Консультация «Есть такая профессия – Родину защищать»
• Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
• «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» и тд.
• Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т. д
• Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т. д.
• Родительские собрания, посвящённые влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.
• Экскурсии. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.
• Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
• Младший дошкольный возраст
альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;
русские народные игрушки;
иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир;
предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые скатерти, полотенца, керамическая утварь, изделия из соломы, бересты);
альбомы или иллюстрации с изображением народных и государственных праздников.
• Средний дошкольный возраст
-государственная символика (флаг, герб, гимн);
портрет президента;
альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Наша армия», «Мой родной город»;
иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников;
иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года; растительный мир России;
куклы (мальчик и девочка) в русском национальном костюме,
иллюстрации и альбомы с фотографиями с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
предметы декоративно-прикладного искусства и быт;
развивающие и дидактические игры;
книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;
картотека народных подвижных игр.
• Старший дошкольный возраст
государственная символика (флаг, герб, текст гимна) России
портрет президента;
карта страны, карта округа, глобус;
куклы в национальных костюмах
альбомы с архитектурными памятниками России, заповедниками;
альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Мой родной город», «День Победы», «Столица нашей Родины», «Наша армия родная», «Я помню! Я горжусь!», «Мои права», «Народный календарь», и др. ;
иллюстрации фотографии с изображением народных и государственных праздников, памятников архитектуры, современных зданий родного города, «Как жили люди на Руси»;
книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками
различная познавательная и художественная литература;
иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир;
генеалогические древа детей. Герб семьи;
кассеты с записью сказок и патриотических песен, познавательные видеофильмы и презентации;
предметы декоративно-прикладного искусства и быта;
макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города);
- Наша планета земля – глобус, детская карта мира;
Заключение
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». К. Д. Ушинский