Ольга Зольникова
Условия для успешного развития речи у дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что задержка в развитии речи влечёт за собой целый ряд различных проблем. К ним можно отнести сложности в общении со сверстниками и взрослыми, затруднения в произношении звуков в дошкольном возрасте, а также реальные трудности в освоении грамоты в школьные годы.
Публикация «Условия для успешного развития речи у дошкольника» размещена в разделах
Как известно, владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более выигрышное впечатление на окружающих производит тот человек, который может убедительно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, соображения. Хорошему владению речью нужно учиться не один год, и начинать обучение желательно как можно раньше.
Давайте попытаемся выяснить, что мы можем и должны формировать в ребёнке, а что изменить не в на-шей власти. Да, дети многое наследуют от предшествующих поколений, но это не значит, что при этом они становятся копией отца или матери. Среди наследственных признаков есть такие, которые мы изменить не в силах, например группа крови, цвет глаз и ряд других. Однако есть наследственные признаки, которые мы вправе (а подчас и обязаны) «исправить». А ещё лучше предупредить до рождения ребёнка. Только любовь и разумная забота близких людей способствует правильному формированию мозга ребёнка.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы оп-ределённые условия. Ребё нок должен: быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, иметь нормальные слух и зрение, обладать достаточной психической активностью, обладать потребностью в речевом общении, иметь полноценное речевое окружение.
Ни в каком возрасте не следует требовать от ребенка выдающихся результатов. Надо лишь обеспечить ему спокойствие, безопасность и разумно поощрять его. Способности ребёнка должны развиваться в свойственно ему темпе. Мозг готов к каждому виду деятельности в своё время, и это надо обязательно учитывать при выборе занятия для ребёнка. Но в любом возрасте ребёнку необходимо общение с родителями и другими взрослыми. «Критическим» периодом развития речи ребёнка являются первые три года жизни.
Для того чтобы овладеть языком во-первых нужно находиться в так называемой «языковой среде». Это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио, кино, театр. Во-вторых, овладеть способностью воспроизводить звуки, звукосочетания, слова.
Предпосылки к усвоению языка являются врожденными, а формирует речь детей эмоциональное обще-ние между взрослыми и ребёнком. В раннем возрасте одностороннее общение (когда взрослый говорит, а ребёнок только слушает) не только вызывает у малыша приятные эмоции, радость и улыбку, но и приучает прислушиваться к речи, порождает у него желание самому произносить звуки. Создавая зрительные и слуховые впечатления, необходимые для нормального развития нервной системы и органов чувств ребёнка, взрослый тем самым подготавливает почву для развития и речи малыша. К этому необходимо чётко и правильно организовать режим ребёнка и уход за ним. Одним из главных условий успешности развития речи является выслушивание ответов ребёнка. Ребёнок нуждается в собеседнике.
На детей также очень влияют особенности поведения взрослых. Взрослые должны быть с детьми ласко-выми, внимательными, много разговаривать эмоциональным, живым выразительным тоном, певучим голосом, с разнообразными интонациями. Не меньшее значение имеют мимика и движения, которые должны быть плавными, неторопливыми и мягкими. Рекомендовано применять ритмику- систему движений в сочетании с музыкой и словом. Она способствует плавности и ритмичности речи.
Когда мы говорили о значимости «языковой среды» возлагали большую ответственность на родителей. Но не будем забывать, что основное свое время дети проводят в детских садах. Здесь «языковой средой» является речь воспитателя, других работников, речь звучащая на занятиях. В процессе работы воспитатель обязан помнить о речевых возможностях каждого ребёнка, подходить дифференцированно к каждому воспитаннику в зависимости от его возраста и индивидуального речевого развития. Важно чтобы речевые образцы взрослого способствовали воспроизведению их малышом. Речь воспитателя должна быть эмоционально выразительной, доступной пониманию ребёнка. Помните –ребёнок хорошо расскажет о том, что он хорошо знает. Позаботьтесь о запасе знаний ребенка по теме, тогда он сможет выделить главное, существенное. Организуйте жизнь детей интересно, создавайте соответствующую обстановку, среду, постарайтесь дать им одинаковые стартовые возможности. Для ребёнка хорошая речь залог успешного обучения и развития. Речь тесно связана с мышлением. При усвоении богатства языка ребёнок познаёт сложные связи в природе и обществе.