Татьяна Бурлакова
Уровни ознакомления дошкольников с природой
▼ Скачать + Заказать документы
СТАТЬЯ
«УРОВНИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ»
Учитывая физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста, работу по формированию экологического сознания следует начинать с первых месяцев жизни и строить программу по концентрическому принципу. Это значит, что воспитатель должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниям что-то новое. Каковы же пределы расширения знаний в каждой возрастной группе? Ответ на этот вопрос даёт представление о трёх уровнях ознакомлении я детей с природой.
Публикация «Уровни ознакомления дошкольников с природой» размещена в разделах
Первый уровень: является самым низким. Он предусматривает ознакомление с отдельными фатами (объектами, явлениями, процессами, трудовыми операциями) вне связи друг с другом. При организации педагогического процесса на этом уровне дети приобретают определённую сумму знаний о строении и свойствах живых и неживых объектов, овладевают необходимыми трудовыми операциями. Только на первом уровне процесс обучения строится в обеих группах раннего возраста и впервой младшей группе. Это объясняется как малым жизненным опытом, так и особенностями мышления детей, которое в этом возрасте является наглядно-действенным. У более старших детей первый уровень познания продолжает играть важную роль, однако для дальнейшего их умственного развития педагогу необходимо переходить на новый, более высокий уровень обучения.
Второй уровень: подразумевает ознакомление с различными формами взаимодействия объектов, установление причинно-следственных связей, действующих в природе. Приступать к обучению на этом уроне можно после того, как дети овладеют речью, а наглядно-действенное мышление начнёт постепенно дополняться наглядно-образным. Обычно это происходит во второй младшей группе. Как и первый, второй уровень ознакомления с природой не теряет своего значения у старших дошкольников. Он позволяет усваивать более сложные представления и понятия. Однако над вторым настраивается третий – самый высокий уровень формирования естественно-научных представлений.
Третий уровень: означает, что все предметы и явления рассматриваются во взаимосвязи, а также в связи со средой обитания. Дети выявляют более сложные причинно-следственные связи, действующие в природе, и устанавливают общие закономерности природных явлений, доступные их возрасту. Они учатся делать умозаключения о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений.
Для перехода к третьему уровню требуется наличие двух условий:
- накопление у детей достаточного объёма знаний о природе;
- появление у них способностей к абстрактно-логическому мышлению.
Обычно эти условия создаются в старшей и подготовительной к школе группах детского сада.
Таким образом, процесс ознакомления с природой в группах раннего возраста и в первой младшей группе строится только на первом уровне, во второй младшей и средней - на первом и втором уровнях, в старшей и подготовительной к школе – на тёх уровнях. Все три ровня сохраняются в течение последующей жизни человека, хотя общий объём знаний, соответствующий каждому уровню, с возрастом увеличивается.
Продемонстрируем разницу уровней ознакомления с природой на примере растений. Обучение на первом уровне означает, что дети учатся выделять растении из окружающей среды, запоминают названия, устанавливают различия между ними, усваивают правила ухода за ними. Переходя ко второму уровню, они начинают видеть связи растений со средой обитания, а также простейшие формы взаимодействия растений и животных, растений и человека: животные используют растения в пищу, находят в них укрытие от врагов. Третьему уровню соответствует понимание биологического смысла всех проводимых агротехнических мероприятий, осознание роли растений в природе и для человека, формирование потребности беречь и охранять их, создавать для них комплекс необходимых условий.
Переход от одного уровня к другому находит своё отражение в тематике проводимых занятий. Первому уровню соответствуют занятия, посвящённые ознакомлению с каким-либо одним объектом или процессом (с котёнком, геранью, снегом, попугайчиком, способом полива комнатных растений). При проведении занятий, соответствующих второму уровню, в качестве темы избираются либо процессы, либо обобщённые представления: «Что надо сделать, чтобы нашему хомячку (попугайчику, рыбкам) жилось хорошо?», «Как добиться, чтобы веточки деревьев распустились скорее?», «Какие части есть у каждого растения?».
При переходе к третьему уровню на обсуждение выносятся проблемные вопросы: «Как животные спасаются от врагов?», «Как они переносят неблагоприятные условия?», «Почему хлеб нужно беречь?», «Какую пользу приносят растения человеку?», «Можно ли делить растения (животных) на полезные и вредные, на красивые и некрасивые?».
Физически обучение на третьем уровне соответствует понятиям «экологическое воспитание дошкольников», «формирование экологического сознания». Успешное осуществление экологического воспитания возможно только при правильной постановке работы по формированию естественно-научных представлений. Тогда у детей не только накапливаются знания о тех или иных объектах, но и формируются многие обобщённые представления и понятия, которые служат базой для формирования понятий экологических.
Примерное соотношение количества занятий каждого типа приведено в таблице.
Примерное соотношение занятий в разных возрастных группах:
Возраст детей 1-й уровень, % 2-й уровень, % 3-й уровень, %
Ранний 100 - -
Средний 90-70 10-30 -
Старший 50 30-40 10
Для того чтобы процесс обучения был достаточно эффективным, важно соблюдать преемственность между отдельными знаниями, а также постоянно поддерживать связь между ознакомлением с природой и другими видами деятельности – изобразительной, музыкальной, чтением художественной литературы, трудом и т. д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребёнка. М., 1995.
2. Иванова А. И. Специфика экологического образования дошкольников: три источника знания// Антропоэкологические подходы в современном образовании. Ч. 1. Новокузнецк, 1999.
3. Иванова А. И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников// Антропоэкологические подходы в современном образовании. Ч. 1. Новокузнецк, 1999.
4. Программа воспитания и обучения детей в детском саду/ Отв. Ред. М. А. Васильева. М., 2014