Марчук Анастасия
Методы ознакомления дошкольников с природой. Игра (Младший, средний, старший дошкольный возраст).
▼ Скачать + Заказать документы
1. Картотека дидактический игр (младшая группа)
«Наши друзья»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные, об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т. д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т. д., корма.
Публикация «Методы ознакомления дошкольников с природой, Игра (Младший, средний, старший дошкольный возраст),» размещена в разделах
Ход игры:
Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.
Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.
«Угадай по описанию»
Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.
Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше.
Ход игры:
Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.
НАЙДИ В БУКЕТЕ ТАКОЙ ЖЕ ЛИСТОК
Дидактическая задача: найти предмет по сходству.
Игровое действие: поиск похожего предмета.
Правило: листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.
Оборудование: подобрать одинаковые букеты из 3 – 4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.
Ход игры: воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой – нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три – такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.
Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.
Вариант 2.
Ребенок (ведущий) описывает лист из букета по внешним признакам, дети находят в своем букете такой же лист.
ОТГАДАЙ КТО ЭТО?
Цель: Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.
Ход игры: Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: "Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?" Дети отвечают: "Му-му-му!", "Бе-е-е", "Мяу-мяу!" и т. д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.
Вариант 2.
Цель: Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.
Ход игры: ведущий (воспитатель или ребенок) описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания) дети должны отгадать про кого идет речь и голосом изобразить данное животное.
2. Картотека дидактических игр (средняя группа)
«Вершки-корешки»
Цель: упражнять детей в классификации овощей ( по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле).
Материал: муляжи овощей или предметные картинки «Овощи».
Игровые действия. Разыгрывание фантов.
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Ход игры.
Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть корешками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Усложнение. Воспитатель говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.
«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»
Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры. Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т. д.
Экологическая игра «РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ»
Цель. Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).
Экологическая игра «ОХОТНИК»
Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных.
Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперё д и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т. д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.
Экологическая игра «УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ»
Цель. Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.
Ход игры. Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.
«БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ»
(с мячом)
Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребё нок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
Экологическая игра «НАЙДИ ПАРУ»
Цель. Развивать у детей мышление, сообразительность.
Ход игры. Воспитатель раздаё т детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог даё т команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках.
«ЛЕСНИК»
Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников (ствол, листья, плоды и семена).
Ход игры. Выбирается «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собрать семена для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моём участке растёт много берёз (тополей, клёнов, давайте наберём семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.
ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ.
Цель: Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры: Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака.
Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
ГДЕ СПРЯТАНО РАСТЕНИЕ?
Дидактическая задача: запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.
Игровые действия: поиски изменений в расположении растений.
Правило: смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.
Оборудование: для первой игры нужно 4-5 растений, для последующих – до 7-8.
Ход игры: комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два – три). «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, - предлагает он. – Какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показывают.)
Вариант 2.
Одно растение можно убрать, а остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель. Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.
Экологическая игра «Угадай, что в мешочке?»
Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д. р.
Ход игры. Вы знаете, игру «Чудесный мешочек»? играть мы будем сегодня по-иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.
3. Картотека дидактических игр (старшая группа)
СОБЕРИ РАСТЕНИЕ
Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.
Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т. д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).
Задание:
1. Вспомнить, каково строение растения.
2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.
3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.
Правило:
1. Количество играющих от 4 до 6 человек.
2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растениеи посадил его на лужайку.
Алгоритм проведения:
1. Педагог:
— Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что… (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)
— Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)
— Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)
— Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.
2. Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.
3. Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают на лужайку
4. В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки.
5. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчел на цветы лужайки.
6. В конце игры подводится итог.
ЧУДО ЦВЕТОК
Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде цветка, его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод). Знакомить с потребностями растения в определенных условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития. Познакомить с этапами развития живого существа, со свойствами, с качествами живого. Формировать общепринятые эстетические эталоны. Развивать мышление, воображение, речь. Прививать любовь к природе, потребность заботиться о живых существах (в данном случае — о растении).
Материал. Дидактическая картина, поделенная на две половины: па одной половине изображен слой почвы и воздух, на другой — карточки с изображением благоприятных условий для роста и развития растения, этапов жизни растения, которые возможно вставлять на первую половину дидактической картины в определенной последовательности, иллюстрируя тем самым цикл жизни растения.
Задания
1. Подобрать только те карточки, на которых изображены условия для благополучного развития растения, и вставить на первую половину картины.
2. Внимательно рассмотреть этапы жизни растения, последовательно рассказать о них и расставить их на дидактической картине.
Правило:
1. Количество играющих не более 5 человек.
2. Играть по очереди.
3. Тот, кто правильно справился с заданием, считается знатоком.
Алгоритм проведения:
1. Педагог проводит краткую беседу с детьми, настраивает их на будущую игру.
- Все мы любим цветы — и взрослые, и дети. За что мы их любим? (За красоту.)
- Хорошо, когда цветов много. Они украшают наше жилье, поднимают нам настроение. А как вы думаете, цветы живые, они что-нибудь чувствуют? Оказывается, цветам, как и любому живому существу, требуется забота, любовь, определенные условия проживания. У вас дома есть цветы? Как вы о них заботитесь? Что им необходимо каждый день?
2. Педагог предлагает детям рассмотреть наглядный материал и догадаться, о чем будет игра.
3. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.
4. В конце игры подводится итог.
«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ НА ЛУГУ».
Цель:Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
Правила игры:Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.
Ход игры:
растения - гусеница - птица
злаковые травы - грызуны - змеи
злаковые травы - мышь - хищные птицы
следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь
трава - кузнечик - луговые птицы
насекомые и их личинки - крот - хищные птицы
тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы
травы (клевер) - шмель
«Найди дом»
Цель: упражнять детей в группировке животных по способам питания (травоядные, хищные, всеядные, паразиты).
Материал: набор карточек с иллюстрациями животных разных видов, четыре разноцветных поля для размещения карточек; зеленое — для травоядных, красное — для хищников, зелено-красное — для всеядных, черное — для животных-паразитов.
Игровое действие. Положить карточку с изображением животного на соответствующее его типу питания поле.
Игровое правило. За ошибку выдается штрафная фишка.
Ход игры.
Дети играют по одному. Ребенок группирует карточки с животными по цветовым полям в зависимости от того, чем они питаются. После выполнения задания воспитатель проверяет правильность решения и за каждую ошибку выдает игроку штрафную фишку. Выигрывает тот, кто меньше наберет штрафных фишек.
Усложнение. Дети поочередно берут по одной карточке с изображением животного и находят для него домик, опираясь на собственные знания об особенностях питания разных видов животных. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек за правильность выполнения задания.
Лес – дом для животных»
Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе, сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.
Материал: плоскостная модель с изображением четырех ярусов смешанного леса: первый — травянистый покров, второй — кустарники, третий — лиственные деревья, четвертый — хвойные деревья. На каждом из ярусов сделаны специальные прорези для прикрепления фигурок животных. В конверте с обратной стороны планшета находятся фигуры-силуэты различных лесных обитателей: насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
Игровое действие. Расселить всех животных по «этажам» в зависимости от места их обитания.
Игровое правило. Выигрывает тот, кто допустит меньше всего ошибок.
Ход игры.
Играет один ребенок, остальные проверяют правильность выполнения задания: расселить всех животных по «этажам» в зависимости от места их обитания. Выигрывает тот, кто меньше всего допустит ошибок.
Усложнение. Силуэты животных раскладываются на столе обратной стороной. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить свой выбор. За правильный ответ — фишка. Если задание выполнено правильно, то фигурка-силуэт животного обратно выкладывается на стол и действие повторяется другим игроком.
«Собери урожай»
Цель. Научить детей разным способам различения даров полей, садов. Воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.
Материал. Колоски, хлебобулочные изделия, овощи и фрукты по количеству детей, подносы. Сюжетные картинки, на которых изображены овощеводы, садоводы, хлеборобы за работой. Фишки в виде фруктов, овощей, блюд из них, хлебобулочных изделий.
Игровое действие. Победить в сборе урожая.
Игровое правило. Помочь собрать урожай труженикам полей. Сообща составлять рассказ. Выигрывает группа, у которой набралось больше фишек.
Ход игры.
Предварительно спрятав в разных местах комнаты различные плоды, сделайте вид, что очень вкусно пахнет, предложите детям определить, что может так ароматно пахнуть, и отыскать плоды. Дети собирают отдельно овощи, отдельно фрукты, отдельно колоски и хлебобулочные изделия, выкладывая их на разные подносы или выставляя перед соответствующей сюжетной картинкой. Рассматривая ее и найденные плоды, все, кто собирал их, составляют рассказ о том, как их выращивают. Пусть кто-либо из детей рассказывают, а другие его дополняют. Победители угощают овощами, фруктами, выпечкой всех участников игры.
Усложнение. Сопровождайте рассказы детей загадками, пословицами, стихами. При повторении игры предлагайте детям вспомнить их.
«Вершки-корешки»
Цель: упражнять детей в классификации овощей ( по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле).
Материал: муляжи овощей или предметные картинки «Овощи».
Игровые действия. Разыгрывание фантов.
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Ход игры.
Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть корешками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Усложнение. Воспитатель говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.
"Съедобное - несъедобное"
Цель: упражнять в классификации по выбранному признаку.
Материал: мяч.
Игровое действие. Поймать мяч.
Игровое правило. Если предмет съедобный, то ловящий удерживает мяч, если нет, то отбрасывает.
Ход игры.
Водящий бросает мяч и называет предмет. Если предмет съедобный, то ловящий удерживает мяч, если нет, то отбрасывает.
Усложнение. Поймавший мяч игрок, в свою очередь, тоже называет предмет и бросает водящему, или игра проводится без водящего, все игроки называют предметы и бросают мяч. (стоят в круге).
"Летает, плавает, бегает"
Цель. Закреплять знание способов передвижения объектов живой природы.
Материал: мяч.
Игровое действие. Ловить и бросать мяч.
Игровое правило. Выигрывает тот, кто сделает меньше всех ошибок.
Ход игры.
Водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.
Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает.
Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребё нок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.
Примечание: следует называть объекты, а не целый класс. Например, следует говорить "воробей", "сойка", "стриж"