Елена Игнатова
Урок русской словесности «Спор о человеке, спор за душу человека (по трагедии И. Гёте «Фауст»)»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок русской словесности
Ф. И. О. и место работы Игнатова Елена Ивановна,
Ельтайская средняя школа Предмет: русская словесность
Краткосрочное планирование Класс: 8 «Б»
21.10.2016
Тема урока : Спор о человеке, спор за душу человека. (По трагедии И. Гёте «Фауст».)
Цель:
Публикация «Урок русской словесности „Спор о человеке, спор за душу человека (по трагедии И, Гёте „Фауст“)“» размещена в разделах
(SMART, из среднесрочного планирования) Развитие мыслительной деятельности и функциональной грамотности обучающихся через критическое мышление на примере трагедии Гете.
Ожидаемый результат:
(из среднесрочного планирования) Все: знают, что такое трагедия.
Большинство: понимают, в чем состоит нравственная идея трагедии.
Некоторые: умеют анализировать поэтический текст.
Критерии успеха: применяют рациональные средства для достижения поставленной цели, высказывают свое мнение, ориентируются в тексте.
Ключевые идеи/ подход: Критическое мышление, возрастные особенности, управление и лидерство, ИКТ, оценивание, обучение талантливых и одаренных.
Учебник:
(рекомендованный МОН РК) Русский язык. – Э. Д. Сулейменова, О. Б. Алтынбекова, Г. Б. Мадиева- Алматы: Атамра, 2012.
Ход урока/заметки учителя :
Время Деятельность учителя Деятельность
обучающихся Оценивание Ресурсы
Формативное
(ОдО)
Суммативное (ОО)
1мин
3 мин
7 мин
5 мин
20 мин
2 мин
2 мин
I.Организационный момент. Создание благоприятного климата, коллаборативной среды
- Добрый день, ребята! Я приглашаю вас всех на наш урок в гости к великому поэту и философу И. В. Гёте! Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и удачного дня.
1. Слово учителя.
Перед вами маршрутные листы, подпишите их, нарисуйте смайлик, отображающий ваше настроение, запишите тему и поставьте перед собой цель на этот урок.
2. Мотивационные вопросы Мозговой штурм (КМ)
- Что такое трагедия?
- На что уже нацеливает нас определение жанра?
- О ком эта трагедия?
- Кто такой Мефистофель?
- Кто такой Фауст?
- С какой целью автор вводит в трагедию образы Бога и Мефистофеля?
3. Актуализация субъективных знаний
- Итак, обратимся к трагедии. Хочу вернуть вас к Прологу, где разворачивается спор о Человеке Бога и Мефистофеля? Заполните схему в маршрутном листе.
Т. е. Бог и Мефистофель рассматривают внутренние качества человека, т. е. его душу. Что такое душа? Подберите ассоциации к этому слову. И во эту душу хочет испытать М.
- Я предлагаю посмотреть отрывок арии Мефистофеля из оперы «Фауст». Во время просмотра отрывка заполните таблицу в маршрутном листе «Характеристика Мефистофеля»- Что вы услышали и увидели?
- Известный оперный певец Федор Шаляпин говорил о Мефистофеле: «Мефистофель дьявольски красив, но он не дьявол. Он темная сторона человеческих страстей».
-А вот художники эпохи Просвещения старались показать человека вот таким. Я предлагаю вам посмотреть репродукции картин этого времени. Что вы можете сказать о них?
Веком ранее написаны портреты этих юных женщин, потому еще скованы линии, профильное изображение, но образы очаровательны, В свое время они были символом ликующей светом женской красоты. Может быть, и Гретхен была такая… Появляются и жанровые (бытовые) картины, герои которых – обычные люди в обычных ситуациях. Обратите внимание на цветовое соотношение лиц и фона. Просветитель утверждает: «Человек, ты красив. Твой внутренний мир одухотворен. Познай себя и мир. Преобразуй темный, мрачный мир вокруг себя. Совершенствуй и совершенствуйся!»
- Можно ли спорить о душе? Зачем? Какая она в вашем понимании? Напишите синквейн к слову ДУША.
-И вот теперь предстоит решить самый главный вопрос: КТО ЖЕ ПРАВ В СПОРЕ ЗА ЧЕЛОВЕКА : БОГ ИЛИ МЕФИСТОФЕЛЬ?
Исходя из всего сказанного, заполните
свою точку зрения на данную проблему, используя метод «Пресс»
3. Метод «Пресс»
• Изложите свою мысль: «Я считаю…»
• Объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»
• Приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»
• Сделайте вывод: «Таким образом…»
- Актуальна ли трагедия И. В. Гёте в наши дни?
Я хочу обратить ваше внимание на воображаемые мировые весы. Как вы, наверное, догадались, это качество людей. Что положим в светлую чашу? темную? (труд, оптимизм, гуманность, доброту, веру; разочарование, цинизм, эгоизм).
6. Оцените свою работу на уроке.
«Две звезды и пожелание» - одноклассникам (группам)
Делятся на группы по именам главных героев трагедии.
Желают удачного дня
Записывают тему. Ставят перед собой цель.
Отвечают
- Это драматическое произведение, в котором характер героя раскрывается в безвыходном положении, в борьбе, обрекающей его на погибель.
- На трагический конец.
Бог олицетворяет Природу
Образы Добра и Зла
Заполняют, отвечают
Смотрят, заполняют
Звучащую уверенность в собственном беспределе и презрение к человеку.
Отвечают
Высказывания учащихся
Работают в группах, пока звучит реквием Моцарта
Отвечают
Слушают, смотрят
рассуждают
записывают
работа в группах
Две группы – Бог
Две группы – Мефистофель
Составление и защита презентации
Работают индивидуально в маршрутных листах
Отвечают: ДА
Записывают на стикерах и отправляют в чаши
Самооценивание
Высказывают пожелания
Похвала
Похвала
Оценивание одноклассников! – согласны
? – не совсем согласен, есть вопросы
Оценивание одноклассников! – согласны
? – не совсем согласен, есть вопросы
Оценивание одноклассников! – согласны
? – не совсем согласен, есть вопросы
Суммативное оценивание
Формативное оценивание Карточки с именами :Мефистофель, Вагнер, Гретхен, Фауст.
Маршрутный лист
Марщрутные листы
Маршрутные листы
Постер
Маршрутные листы
стикеры
Листы оценивания
3 минуты 7. Рефлексия.
- Сегодня на уроке я узнал, что….
- Мне это знание необходимо для….
Если есть вопросы, оставьте их в корзине.
Продолжают предложения
Стикеры
«корзина вопросов»
2 минуты 8. Домашнее задание: напишите сочинение на одну из тем: «Философский смысл образа Фауста», «Тема любви в трагедии», «Роль злого начала в судьбе человека».
Спасибо за урок!
дневники
Приложение
Маршрутный лист учащегося 8 «Б» класса___
Тема___ Спор о человеке, спор за душу человека. (По трагедии И. Гёте «Фауст»)
Цель ___
1. Допишите схему.
2. Подберите ассоциации:
3. Характеристика Мефистофеля.
Какой он? (5 прилагательных) Что в нём отталкивает? Что в нём притягивает?
4. Синквейн.
1) Душа.
2)
3)
4)
5)
5. Метод «Пресс»
• Изложите свою мысль: «Я считаю…»
• Объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»
• Приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»
• Сделайте вывод: «Таким образом…»
___
Оценочный лист
Ф. И баллы
1. Активное участие в блиц-опросе (за каждый ответ 1 балл)
2. Заполнение схемы в Мш:
-дописал – 1 балл
-не записал – 0 баллов
3. Заполнение таблицы:
- три колонки – 3 балла;
- две колонки – 2 балла;
- одна колонка – один балл
4. Написание синквейна:
-5 строк – 3 балла;
3 строки – 2 балла;
2-0 – 0 баллов
5. Участие в составлении и защите презентации:
-активно участвовал и защищал – 3 балла
- активно участвовал – 2 балла
- выдвигал некоторые идеи – 1 балл
- молчал – 0 баллов
6. справился с 5 заданием, написал своё мнение – 3 балла
-не написал – 0 баллов
Дополнительные баллы:
Итого баллов
«5» - 15 – 12 баллов
«4» - 11 – 9 баллов
«3» - 8 – 5 баллов
«2» - 4 - 0 Оценка за урок