Наталья Юрьевна Пенкина
Конспект урока русского языка в 3 классе «Мягкий знак в конце существительных после шипящих»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА : Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
КЛАСС : 3 (1-4)
ОБОРУДОВАНИЕ : учебник «Русский язык», карточки с заданиями для исследовательской работы в группах, опорные карточки со словами «дочь», «глушь», опорная таблица с алгоритмом, индивидуальные таблицы с алгоритмом, индивидуальные карточки с заданиями.
ТИП УРОКА : сообщение новых знаний.
Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе „Мягкий знак в конце существительных после шипящих“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
ЦЕЛЬ УРОКА : научить детей правильно писать имена существительные с шипящими на конце.
ЗАДАЧИ УРОКА :
1. Углубить знания о функциях мягкого знака : показатель мягкости согласных, разделительный мягкий знак, показатель женского рода имен существительных после шипящих; формировать умение распознавать существительные женского и мужского рода с шипящими звуками на конце.
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, новые орфографические возможности письма, обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитывать культуру общения, уважение к русскому языку, умение работать самостоятельно и коллективно.
Ход УРОКА.
1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО.
(проверить готовность, посадку, создание мотивации на предстоящую деятельность)
_ Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой, которую, я думаю, вы сами сможете определить по ходу урока. Будем работать вместе и самостоятельно.
2. ЧИСТОПИСАНИЕ.
На доске : з, ч, ф, с, ш, ц, ж, ч
_ Выберите буквы, обозначающие шипящие звуки. Запишите их поочерёдно в тетрадь.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. (повторение изученного о мягком знаке)
На доске :
Кон_ки, друз_я, вороб_и, ладон_, ден_, лист_я.
_ Прочитайте слова самостоятельно, подумайте, какие буквы пропущены и запишите слова в два столбика по пропущенным орфограммам. (1 человек за доской.)
Поверка.
_ Почему разделил слова на такие группы?
(Ь- показатель мягкости согласного, разделительный мягкий знак)
ВОПРОС № 1 (на доске)
1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РОЛИ Ь?
2. ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ?
3. ЧТО УЗНАЛИ?
4. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (создание ситуации, приводящей к проблеме)
_ Предлагаю вам слово :
ДОЧЬ
_К какой группе вы отнесёте это слово?
_Почему?
_ Давайте понаблюдаем за словом.
_Произнесите последний звук? ([ч]-мягкий)
_ Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий)
_ Что вы можете сказать о написании слова? (на конце слова после ч написан ь)
_ А теперь в слове дочь я закрою Ь. Прочитайте, произнесите звук на конце.
(звук произносится, так же как и с Ь)
_Куда определим слово дочь? (к 3 группе)
Предлагаю другое слово ГЛУШЬ
_ Как понимаете это слово? (работа со словарём)
_Произнесите последний звук.
_Какой он?
_Что скажите о написании слова?
_ А теперь в слове ГЛУШЬ я закрою мягкий знак. Прочитайте, произнесите звук на конце.
_ Куда определим слово ГЛУШЬ? (к 3 группе)
ДОЧЬ
ГЛУШЬ
_Почему в этих словах пишется мягкий знак?
Проблема.
_Хотите узнать почему?
ВОПРОС №2 (на доске)
2. ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ?
_Сегодня мы узнаем, когда после шипящего пишется Ь и тема нашего урока звучит так :
МЯГКИЙ ЗНАК В КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. (на доске
5. ОТКРЫТИЕ ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ.
_Предлагаю поработать в группах. Вы выбрали в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задание и «шаг за шагом» выполняйте работу.
Работа в группах. (карточка 1)
_Каждая группа оформляет работу на листе А4.
Защита выводов ведущими исследователями.
1 группа У существительных после шипящих на конце Ь пишется только в Ж. Р., а в М. Р. не пишется.
_А 2 и 3 группы, к каким выводам пришли?
_Молодцы! Смогли сами сформулировать правило. Давайте проверим не ошиблись ли мы?
Работа с учебником стр. 29, правило.
_Читаем правило, сравниваем.
_Открою вам небольшой секрет, чтобы лучше его запомнить: женщины - мягкие, добрые и у существительных Ж. Р. пишется Ь, а мужчины - суровые, твёрдые и у существительных М. Р. Ь не пишется.
6. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ.
_Почему в словах 3 столбика на конце пишется Ь? (Ж. Р.)
_Убираю Ь.
_Какова роль Ь в этих словах? (указывает на Ж. Р. существительных с шипящими на конце).
_Это орфограмма. Будем обозначать её так ЧЬ, ШЬ
7. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА.
_ Давайте составим алгоритм (план действий) при написании существительных с шипящими на конце.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМИ НА КОНЦЕ
РОД
Ж. Р. М. Р.
Ь ___
8. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
стр. 30, упр. 46 по вариантом.
9. МОМЕНТ КОНТРОЛЯ.
Взаимопроверка.
_Поднимите руку, кто справился без ошибок. Что вам помогло?
10. ИГРА.
_Отгадываем вместе загадки. Если в слове-отгадке надо писать Ь- встают девочки, если в слове- отгадке не надо писать Ь, то встают мальчики.
ЗАГАДКИ.
1) Бабушка седа - бела
Зимой всем мила,
А как лето наступает
Про бабушку забывают.
(печь)
2) По пустому животу
Бьют меня, а я молчу
Метко сыплют игроки
Мне ногами тумаки.
(мяч)
3) Серый шарик под лавкой шарит.
(мышь)
4) Беленькие горошки
На зелёной ножке. (ландыш)
5) У речки стоит, при ветре шуршит.
(камыш)
6) Чёрный Ивашка, деревянная рубашка.
Где носом пройдёт, там заметку кладёт.
(карандаш)
11. ИТОГ УРОКА.
_Обратимся к ВОПРОСУ №3.
_Что было трудным, интересным, лёгким?
12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Выучить алгоритм,
стр. 29, правило, стр. 31, упр. 48
13. РЕФЛЕКСИЯ.
_Положите кружок в один из этих конвертов.
1. Понял, могу
помочь другому.
2. Понял.
3. Понял, но нужна
помощь.
4. Ничего не понял.