МААМ-картинки

Конспект урока русского языка в 3 классе «Мягкий знак в конце существительных после шипящих»

Наталья Юрьевна Пенкина
Конспект урока русского языка в 3 классе «Мягкий знак в конце существительных после шипящих»
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА : Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

КЛАСС : 3 (1-4)

ОБОРУДОВАНИЕ : учебник «Русский язык», карточки с заданиями для исследовательской работы в группах, опорные карточки со словами «дочь», «глушь», опорная таблица с алгоритмом, индивидуальные таблицы с алгоритмом, индивидуальные карточки с заданиями.

ТИП УРОКА : сообщение новых знаний.

Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе „Мягкий знак в конце существительных после шипящих“» размещена в разделах

ЦЕЛЬ УРОКА : научить детей правильно писать имена существительные с шипящими на конце.

ЗАДАЧИ УРОКА :

1. Углубить знания о функциях мягкого знака : показатель мягкости согласных, разделительный мягкий знак, показатель женского рода имен существительных после шипящих; формировать умение распознавать существительные женского и мужского рода с шипящими звуками на конце.

2. Развивать орфографическую зоркость, речь, новые орфографические возможности письма, обогащать словарный запас учащихся.

3. Воспитывать культуру общения, уважение к русскому языку, умение работать самостоятельно и коллективно.

Ход УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО.

(проверить готовность, посадку, создание мотивации на предстоящую деятельность)

_ Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой, которую, я думаю, вы сами сможете определить по ходу урока. Будем работать вместе и самостоятельно.

2. ЧИСТОПИСАНИЕ.

На доске : з, ч, ф, с, ш, ц, ж, ч

_ Выберите буквы, обозначающие шипящие звуки. Запишите их поочерёдно в тетрадь.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. (повторение изученного о мягком знаке)

На доске :

Кон_ки, друз_я, вороб_и, ладон_, ден_, лист_я.

_ Прочитайте слова самостоятельно, подумайте, какие буквы пропущены и запишите слова в два столбика по пропущенным орфограммам. (1 человек за доской.)

Поверка.

_ Почему разделил слова на такие группы?

(Ь- показатель мягкости согласного, разделительный мягкий знак)

ВОПРОС № 1 (на доске)

1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РОЛИ Ь?

2. ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ?

3. ЧТО УЗНАЛИ?

4. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (создание ситуации, приводящей к проблеме)

_ Предлагаю вам слово :

ДОЧЬ

_К какой группе вы отнесёте это слово?

_Почему?

_ Давайте понаблюдаем за словом.

_Произнесите последний звук? ([ч]-мягкий)

_ Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий)

_ Что вы можете сказать о написании слова? (на конце слова после ч написан ь)

_ А теперь в слове дочь я закрою Ь. Прочитайте, произнесите звук на конце.

(звук произносится, так же как и с Ь)

_Куда определим слово дочь? (к 3 группе)

Предлагаю другое слово ГЛУШЬ

_ Как понимаете это слово? (работа со словарём)

_Произнесите последний звук.

_Какой он?

_Что скажите о написании слова?

_ А теперь в слове ГЛУШЬ я закрою мягкий знак. Прочитайте, произнесите звук на конце.

_ Куда определим слово ГЛУШЬ? (к 3 группе)

ДОЧЬ

ГЛУШЬ

_Почему в этих словах пишется мягкий знак?

Проблема.

_Хотите узнать почему?

ВОПРОС №2 (на доске)

2. ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ?

_Сегодня мы узнаем, когда после шипящего пишется Ь и тема нашего урока звучит так :

МЯГКИЙ ЗНАК В КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. (на доске

5. ОТКРЫТИЕ ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ.

_Предлагаю поработать в группах. Вы выбрали в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задание и «шаг за шагом» выполняйте работу.

Работа в группах. (карточка 1)

_Каждая группа оформляет работу на листе А4.

Защита выводов ведущими исследователями.

1 группа У существительных после шипящих на конце Ь пишется только в Ж. Р., а в М. Р. не пишется.

_А 2 и 3 группы, к каким выводам пришли?

_Молодцы! Смогли сами сформулировать правило. Давайте проверим не ошиблись ли мы?

Работа с учебником стр. 29, правило.

_Читаем правило, сравниваем.

_Открою вам небольшой секрет, чтобы лучше его запомнить: женщины - мягкие, добрые и у существительных Ж. Р. пишется Ь, а мужчины - суровые, твёрдые и у существительных М. Р. Ь не пишется.

6. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ.

_Почему в словах 3 столбика на конце пишется Ь? (Ж. Р.)

_Убираю Ь.

_Какова роль Ь в этих словах? (указывает на Ж. Р. существительных с шипящими на конце).

_Это орфограмма. Будем обозначать её так ЧЬ, ШЬ

7. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА.

_ Давайте составим алгоритм (план действий) при написании существительных с шипящими на конце.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМИ НА КОНЦЕ

РОД

Ж. Р. М. Р.

Ь ___

8. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

стр. 30, упр. 46 по вариантом.

9. МОМЕНТ КОНТРОЛЯ.

Взаимопроверка.

_Поднимите руку, кто справился без ошибок. Что вам помогло?

10. ИГРА.

_Отгадываем вместе загадки. Если в слове-отгадке надо писать Ь- встают девочки, если в слове- отгадке не надо писать Ь, то встают мальчики.

ЗАГАДКИ.

1) Бабушка седа - бела

Зимой всем мила,

А как лето наступает

Про бабушку забывают.

(печь)

2) По пустому животу

Бьют меня, а я молчу

Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки.

(мяч)

3) Серый шарик под лавкой шарит.

(мышь)

4) Беленькие горошки

На зелёной ножке. (ландыш)

5) У речки стоит, при ветре шуршит.

(камыш)

6) Чёрный Ивашка, деревянная рубашка.

Где носом пройдёт, там заметку кладёт.

(карандаш)

11. ИТОГ УРОКА.

_Обратимся к ВОПРОСУ №3.

_Что было трудным, интересным, лёгким?

12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Выучить алгоритм,

стр. 29, правило, стр. 31, упр. 48

13. РЕФЛЕКСИЯ.

_Положите кружок в один из этих конвертов.

1. Понял, могу

помочь другому.

2. Понял.

3. Понял, но нужна

помощь.

4. Ничего не понял.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 3 классе «Мягкий знак в конце существительных после шипящих»
Опубликовано: 25 октября 2024 в 11:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе «Мягкий знак в конце существительных после шипящих»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Юрьевна Пенкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД