МААМ-картинки

Урок русского языка по теме «Имя существительное. Повторение изученного» в 5 классе

Гульсина Галиуллина
Урок русского языка по теме «Имя существительное. Повторение изученного» в 5 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Урок русского языка по теме

«Имя существительное. Повторение изученного»

Цели и задачи:

1) познавательные:

- обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи :

- ученики должны знать определение имени существительного, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные;

- знать категорию рода, уметь определять род имён существительных;

Публикация «Урок русского языка по теме „Имя существительное, Повторение изученного“ в 5 классе» размещена в разделах

- знать падежи и падежные вопросы;

- знать 3 склонения имён существительных, уметь определять склонение, уметь склонять существительные 1, 2, 3 склонения и существительные на -ий, - ия, -ие;

- знать категорию числа, имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

- знать, какую роль могут выполнять имена существительные в предложении, уметь определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

2) развивающие:

- создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;

- развитие воображения;

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся (через выполнение творческих заданий, требование полного ответа на вопрос);

- создавать условия для развития навыков самостоятельной работы;

- создавать условия для развития внимания;

3) воспитывающие:

- прививать интерес к изучению русского языка.

Тип урока – урок повторения.

Оборудование: доска; компьютер, экран, проектор, диск с презентацией «Имя существительное. Повторение изученного»; учебник (Т. А. Ладыженская. «Русский язык. 5 класс»).

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Учитель объявляет тему урока (слайд презентации). Вопрос к классу :

- Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке? (Ответы учеников)

- А вот какие цели ставлю я (слайд презентации).

II. Словарная работа.

Словарно-терминологический диктант:

Морфология, орфография, культура речи, имена существительные одушевлённые, собственные и нарицательные; Родина, Отечество, Отчизна, молодёжь, простор, раздолье, юбилей, армия, лекция.

Задание 1. Составить словосочетание с любым записанным словом, разобрать его (словосочетание). Один ученик – у доски: ульяновская молодёжь

Задание 2. Определить род, число, падеж главного и зависимого слов.

- Какой можно сделать вывод? (Имена существительные согласуются с именами прилагательными в роде, числе и падеже)

- Что мы знаем о категории рода? (М. б. мужской, женский, средний)

- О категории числа? (Существительные изменяются по числам; есть имена существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа. Привести примеры).

- Какие падежи вы знаете? Перечислите (с вопросами).

Задание 3. Просклоняйте существительные : по вариантам:

И. п. родина простор молодёжь

Р. п. родины простора молодёжи

Д. п. родине простору молодёжи

В. п. родину простор молодёжь

Т. п. родиной простором молодёжью

П. п. о родине на просторе о молодёжи

Задание 4. Выделите окончания существительных. Какой вывод можно сделать о правописании падежных окончаний существительных в единственном числе? (Правило)

Задание 5. Составить предложение со словом родина (устно). Разбор предложения на доске и в тетради:

В школе ребята читали стихи о родине, о счастье, о жизни.

- Объясните постановку знаков препинания в предложении.

- Сделайте вывод о том, какую роль может играть существительное в предложении.

- Выделите окончания в существительных – однородных членах. Объясните свой выбор. (Правило ещё раз).

- Морфологический разбор: о жизни3

- Что мы повторили (промежуточный итог урока).

ФИЗМИНУТКА

III. Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Выборочно-распределительное списывание (одушевлённые – неодушевлённые – в начальной форме).

Кошка осторожно выглянула на улицу, понюхала весенний воздух и с любопытством посмотрела на Мишку. Мальчик стоял возле большой лужи, в которой отражалось яркое весеннее солнце, слушал, как кричат воробьи на берёзе, смотрел, как к нему через дорогу перебирается его старый приятель Колька. Наверное, возвращался из школы…

Одушевлённые Неодушевлённые

Кошка Улица

Мишка Воздух

Воробьи Лужа

Приятель Солнце

Колька Берёза

Дорога

Школа

Взаимопроверка (меняются тетрадями) с доски / слайд презентации (правильный вариант)

- Какие из записанных слов являются собственными? А все остальные слова … (нарицательные).

- Как пишутся имена собственные? (С большой буквы) А названия чего-либо: книг, газет, журналов, кафе, спектаклей, кинофильмов и т. д.? (В кавычках)

Ребята ходили в киноцентр «Луна» на фильм «История дельфина». (Назовите собственные и нарицательные существительные; объясните написание).

Цифровой диктант: определите склонение имён существительных

Осень, зима, весна, лето; март, апрель; ель, сосна; вьюга, метель, солнце, радость.

В тетрадях: 3, 1, 1, 2, 2, 2, 3, 1, 1, 3, 2, 2.

Осложнённое списывание.

Задание: определить склонение и падеж имён существительных и в соответствии с этим дописать их окончания.

Поездка по Волг, доехать до деревн, жить в деревн, ошибка в изложен, побывать на лекц… в планетар…; работать в лаборатор, учиться в консерватор, отдыхать на пляж, говорить о живопис…

Слайд:

Самопроверка с доски (правильный вариант).

- Какие виды орфограмм вам встретились? Подчеркните известные вам орфограммы.

? - Составьте с любым словосочетанием предложение с обращением. Запишите в тетрадь.

Повторение. Что такое обращение? Как обращение выделяется на письме? Является ли обращение каким-либо членом предложения?

Тест

Прочитайте два текста и выполните задания.

Текст 1

Вода сплошной пеленой валила за окном. В небе то и дело вспыхивали нити, небо лопалось, комнату

заливало трепетным, пугающим светом. (Булгаков)

Текст 2

Грянул гром, чашка неба расколота,

Тучи рваные кутают лес.

На подвесках из легкого золота

Закачались лампадки небес. (Есенин)

1. Какая тема объединяет тексты?

а) Дождь.

б) Ночь.

в) Гроза.

г) Лес.

2. В каком ряду все имена существительные среднего рода?

а) вода, чашка, пеленой

б) небо, за окном, из золота

в) гром, светом, лес

г) дело, в небе, комната

3. Найдите неверное утверждение.

А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б. Имена существительные изменяются по родам.

В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

4. Имя существительное изменяется по :

а) числам; б) родам; в) лицам.

5. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении “ Тучи рваные кутают лес ” :

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

Домашнее задание: контрольные вопросы и задания на с. 212, упр. 544.

Итоги урока. Выводы.

Рефлексия.

Публикации по теме:

Урок русского языка по обобщению и систематизации изученного «Имя существительное как часть речи» в 6 классе Цели урока: - обобщить и расширить сведения о существительном как части речи; - повторить морфологические признаки имени существительного;.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение правописание падежных окончаний имён прилагательных» Технологическая карта урока русского языка Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Повторение правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение рода имени существительного» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года. Тема. Повторение рода.

Конспект урока русского языка в начальной школе «Повторение изученного о глаголе» Тема урока: «Глагол» Место урока: раздел повторения Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: закрепить навыки правописания глагола.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения недели русского языка и литературы в МОУ «Лицей №2» 11.02.2019 г.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка по теме «Имя существительное. Повторение изученного» в 5 классе
Опубликовано: 29 сентября 2023 в 20:07
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок русского языка по теме «Имя существительное. Повторение изученного» в 5 классе» (включая файлы) размещена пользователем Гульсина Галиуллина (УИ 3292326) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД