Орголайнен Лидия
Конспект урока русского языка «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока.
Дата: 30.01.2021 г.
Класс : 3 а
Учитель: Орголайнен Л. А
Тема урока : Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Тип урока : открытие новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
Публикация «Конспект урока русского языка „Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих“ в 3 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1) познавательные: познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце; выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих; познакомить детей с мягким знаком на конце имен существительных после шипящих, как с показателем женского рода имен сущ.
2) развивающие: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание.
3) воспитывающие: создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе.
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1. Организационный момент
Самоопределение к деятельности.
Цель: Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя:
- Улыбнулись друг другу и настроились на серьёзный лад. Подготовка класса к работе Личностные : самоопределение; выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний.
Чистописание
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий достаточных для изложения проблемного материала.
Грамматическая разминка слайд 2
На доске слова: дочь печь конь
Найдите одинаковую букву в данных словах (ь). А какой еще есть знак? (твердый знак)
Напишите продолжив закономерность ь ъ ь ъ
Сегодня на уроке речь пойдет о мягком знаке.
Отгадай загадки:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит свежие луга. (Олень)
В лесу у пня суета, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит. (Муравьи)
Для чего нам нужен мягкий знак, какая у него роль? (показатель мягкости и разделитель)
(3 слайд)
1 ряд--- найти и записать сущ. женского рода.
2 ряд--- сущ. мужского рода.
3 ряд---сущ среднего рода.
Выявляет уровень знаний. Переписывают слова
Подчеркивают эту букву
Пишут закономерность
Кто угадает, тот и записывает отгадку.
Ответы учеников
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков, рассуждения.
3. Постановка учебной задачи. Изучение нового материала.
Цели: Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.
Слова Рожь, ландыш, ночь, камыш, глушь, мышь, мяч, скрипач, луч, роскошь, грач.
--- Наблюдаем.
--- Что заметили? Что общего?
---На сколько групп можно разбить? (4 слайд)
Когда же пишется ь знак? (ответы детей)
С. 31. Тема урока : «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».
Какие шипящие звуки вы знаете? Какими буквами они обозначаются? Ж,ш,ч,щ.
С. 31 упр. 51 Прочитайте, Что необычного вы заметили в написании данных слов? Все слова заканчиваются на шипящую.
Проблема: Почему у одних существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак, а у других – нет?
Можете дать ответ?
- Вот эту проблему нам сегодня на уроке нужно решить.
Запишем слова в две группы.
1 столбик – м. р.
2 столбик – ж. р.
Сравните сущ. С шипящими на конце женского и мужского рода. Что заметили? Сделайте вывод.
Работа с правилом с. 31
-Чтение и объяснение.
- Как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании ь знака на конце существительных после шипящих? (Составление алгоритма).
Это имя существительное?
На конце шипящий?
Определяем род
Ж. р. - пишем ь
М. р. - не пишем ь.
Слайд7 памятка Читают тему урока и записывают ее в тетрадь
Запишите цепочку из этих букв: ж, ш, ч, щ.
это имена существительные, есть ь знак
Распределите слова по столбикам.
Сравнение слов.
Сущ. муж. рода пишутся без мягкого знака, а жен. рода с мягким знаком.
Чтение и объяснение.
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: постановка вопросов
Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение –формулирование познавательной цели; развитие умения опираться на свой субъективный опыт; логические – формулирование проблемы.
4. Физминутка Выполняют гимнастику.
5. Первичное закрепление знаний.
Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении поставленных задач в самостоятельной работе. Организует деятельность по применению новых знаний.
Работа у доски.
Упр. 53 стр. 32
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Выполняют, используют памятку.
Запись слов с объяснением.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий.
6. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: Зафиксировать новое содержание изученного на уроке, оценить собственную деятельность. -Предмет, на котором ездил Емеля-(печь).
-После вечера наступает-(ночь).
-Суп со свёклой и другими овощами-(борщ).
-В поле колосится золотая-(рожь).
-Футбольное соревнование-(матч).
- Место, где купаются и загорают-(пляж).
Творческая самостоятельная работа с кроссвордом (карточки)
Слайд5
Взаимопроверка, оценивание
Грач, печь, ночь, борщ,рожь, глушь, матч, плач, пляж.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, осуществлять самоконтроль.
Познавательные: рефлексия;
Личностные: смыслообразование, способность к самооценке, Регулятивные:
оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.
Коммуникативные:
проявлять активность в деятельности.
7. Домашнее задание. Упр. 52 стр. 31, выучить правило Личностные: осознавать смысл изучения правописания «ь» после шипящих на конце имён сущ. ж. рода