Валентина Мартынова
Урок русского языка для 1 класса «Ударение (общее представление)»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок русского языка для 1 класса на тему «Ударение (общее представление)»
Цель: Формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов; познакомить с орфоэпическим словарём русского языка.
Задачи:
Публикация «Урок русского языка для 1 класса „Ударение (общее представление)“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, 1 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- закрепить, что такое ударение и какова его роль;
- научиться обозначать ударение в словах;
- исследование - в каких словах ударение не ставится.
Познавательные:
-развивать речь учащихся: обогащать словарный запас;
-организовать деятельность детей: умение ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике, полученные на уроке знания;
-раскрыть случаи, когда ударение не ставится;
-научить понятию «ударный» и «безударный» слог.
Личностные:
-способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, делать вывод); привитие любви к родному языку.
Регулятивные:
-выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения,
-познавательная инициатива.
Коммуникативные:
-учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Предметные :
-Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
Метапредметные
Регулятивные:
-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные:
— в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
— составлять целое из его частей;
— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
— соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные:
— адекватно реагировать на обращение учителя;
— использовать в общении правила вежливости;
— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
Личностные:
-Взаимодействуют в группе, паре, проявляют интерес к услышанному; знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе.
Виды деятельности: самостоятельная, исследовательская, практическая.
Тип урока : Решение частных задач
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» для 1 класса В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для индивидуальной работы, для работы в паре, группе, демонстрационный материал, картинки мультгероев, компьютер.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа
(На доске записаны два столбика слов.)
Доска Яша
Карандаш Антон
Мел Оля
— Найдите лишнее слово в каждом столбике. (В первом — мел, во втором — Антон.)
— Какое правило нужно было вспомнить, чтобы правильно найти лишние слова? (Правило переноса слов.)
— Расскажите правило.
(Несколько учеников рассказывают правило, остальные добавляют, если правило рассказано не целиком.)
2. Выборочный диктант
— Запишите только те слова, которые можно переносить, и поделите их для переноса.
(Учитель диктует слова парами.)
Пень — пенёк, конь — кони, куб — кубик, Оля — Ольга.
(Взаимопроверка.)
— Прочитайте слова, которые вы записали.
3. Тест
(Учитель может использовать задания из пособия (см. ПКР, задания на с. 21, 22).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записано стихотворение.)
На путях я вижу сорок
Резво скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.
— Прочитайте текст.
— Найдите одинаковые по написанию слова. (Сорок и сорок, дорог и дорог.)
— Почему вы читаете их по-разному? (Они имеют разное значение.)
— Поставьте ударение в этих словах. Что означают данные слова? (Сорок — число, количество, сорок — птица, дорог — имеет высокую цену, дорог — полоса земли для передвижения.)
— Чем отличаются эти слова по произношению? (Ударением.)
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Об ударении.)
IV. Работа по теме урока
1. Наблюдения над ударением в словах
(На доске записаны слова, разделённые на слоги.)
О-са, ба-боч-ка, па-ук, жук.
— Прочитайте первое слово. Сколько слогов в слове оса? (Два.)
— С одинаковой ли силой они произносятся?
(Учащиеся произносят слово оса хором.)
— Какой слог произносится сильнее? (Второй.)
В слове оса ударение падает на второй слог.
(Учитель ставит ударение в слове. Аналогичная работа проводится со словами бабочка, паук.)
— Прочитайте последнее слово. Как вы думаете, нужно ли в нём ставить ударение? Почему?
— На какой слог по счёту может падать ударение? (На первый, на второй, на третий, на четвёртый.)
2. Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 39)
— Прочитайте стихотворение.
— О чём говорится в этом стихотворении? Почему один из слогов в слове назвали ударным? Обоснуйте свой ответ.
— Прочитайте стихотворение так, как сказано в учебнике.
— Прочитайте сведения о языке.
— Что такое ударение?
— Какой слог называется ударным?
— Какой слог называется безударным?
— Как обозначается ударение в словах?
Упр. 2 (с. 40)
— Рассмотрите схемы слов. Что вы заметили? Почему в последней схеме нет ударения?
— Чем похожи вторая и третья схемы? Чем они отличаются?
— Выполните задание. В словах обозначьте ударение.
Упр. 3 (с. 40)
— Прочитайте народную песенку.
— Подумайте, когда люди могли исполнять эту песню. Обоснуйте свой ответ. К кому они обращались?
— Почему не над всеми словами стоит знак ударения?
— Прочитайте задание. Выполните его в парах.
— Прочитайте на с. 40, что нужно запомнить.
— В каких словах не ставится знак ударения? (В односложных и с буквой Ё.)
— Как при произношении мы выделяем ударный слог?
Упр. 4 (с. 41)
— Прочитайте слова в каждом столбике. Что вы заметили? Почему каждое слово написано три раза?
— Найдите слова, в которых ударение обозначено верно. Запишите их, обозначив ударный слог.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Как называется словарь, в котором можно посмотреть правильное произношение слова? (Орфоэпический.)
Упр. 5 (с. 41)
— Откройте орфоэпический словарь.
— Выполните задание.
V. Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Вместе с солнышком встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 6 (с. 42)
— Прочитайте слова в каждом столбике. Что вы заметили? (Слова имеют одинаковое написание.)
— Рассмотрите рисунки. Что означают данные слова?
— Выполните задание.
Упр. 7 (с. 42)
— Прочитайте стихотворение.
— О каких словах идёт речь в этом стихотворении? Приведите примеры таких слов.
2. Сказка про ударение
Дело в том, что давным-давно слоги не имели ударения. Они были трусливые и очень боялись, что их кто-то ударит.
Собственно, слогам и не нужно ударение. Зачем оно им, когда слоги живут сами по себе?
Но когда слоги объединяются, чтобы образовать слово, ударение, конечно, нужно.
Только слоги об этом не знали.
Начали они образовывать слова. Некоторые слова получились понятные, а некоторые — непонятные.
Когда, например, слоги образовывали слова ель, ёжик, селёдка, клюква, всё было понятно. А вот со словами село, замок, пугало, гвоздики получались недоразумения.
Пришёл человек в хозяйственный магазин, попросил замок. А продавец удивляется: «Откуда я вам замок достану!» А другой человек хотел купить дочке к Восьмому марта гвоздики, а ему предложили килограмм гвоздиков.
Тогда слоги написали письмо в Грамматику, и оттуда им прислали ударение. Вот такое: «». Чтобы они устанавливали его над теми гласными, которые обозначают ударный слог. И с тех пор все недоразумения кончились. Солнце се ло за село, за мок закрыли на замо к, гво здики и гво здики стали продавать в разных магазинах, а огородное пу гало всех пуга ло, а не наоборот.
— Что нового вы узнали из сказки? Какую роль выполняет ударение? Сделайте вывод. (Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова.)
— А может в слове быть несколько ударных слогов? (Нет. Если все слоги произнести с одинаковой силой, то и слова не получится.)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 20)
— Рассмотрите схемы.
— Чем отличаются первая схема и вторая? (В первой схеме первый ударный слог, во второй — второй.)
— Выполните задание.
Упр. 2 (с. 20)
— Прочитайте.
— Найдите слова, одинаковые по написанию. Объясните значение этих слов.
— Выполните последнее задание.
Упр. 3 (с. 21)
— Рассмотрите рисунки.
— Соотнесите рисунки и подписи.
— Выполните задание.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1—3 на с. 17, 18; СУ, задания на с. 20).)
VII. Рефлексия
— Что такое ударение?
— Какой слог называется ударным?
— Какой слог называется безударным?
— Когда в словах не ставится знак ударения?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— С каким словарём познакомились?