Валентина Гойколова
Урок русского языка. 5 класс. Простые и сложные предложения
▼ Скачать + Заказать документы
Урок № ___ 5 класс "___"___
Тема: ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели урока :
1. Продолжить знакомство с простыми и сложными предложениями
2. Научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные
признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его
границы; познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на
союзное и бессоюзное; обратить внимание учащихся на интонационное единство
Публикация «Урок русского языка, 5 класс, Простые и сложные предложения» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
сложного предложения, помогающее определять его границы;
3. Развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
закрепить навык определения простых осложнённых и сложных предложений;
закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном
предложении;
4. Воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;
воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка
Тип урока : урок изучения нового материала
Оборудование: учебник, тетрадь, компьютерная презентация, таблица со схемами
предложений, словарь, карточки с упражнениями и тестами.
Ход УРОКА
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний
3. Синтаксическая пятиминутка.
Записать и сделать разбор предложения.
Лес сбрасывает свой разноцветный наряд.
Ответим на вопросы :
Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).
По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)
Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)
4. Работаем по вариантам. На доске записаны предложения.
Запишите свои предложения и подчеркните грамматическую основу.
1 вариант 1,3,5
2 вариант - 2,4,6
Солнце св. тило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат. пила бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть, а старый бобер поплыл ему на помощь. 6. Я заметил это, выт…щил его из воды и принес к себе домой.
1 вариант
Ответы 2, 4,6 простые предложения. (предложения, осложненные однородными сказуемыми) Составьте схемы.
2 вариант
Ответы 1, 3, 5 предложения. Отметьте в них общее.
(1,3,5 - сложные предложения, составьте схемы.).
5. Изучение нового материала
Итак, мы выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными.
А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном? (В каждом сложном по два простых предложения).
Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу
Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
(Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).
Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного
(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).
Вывод:
Сложные предложения могут быть союзными – простые предложения соединяются с помощью союзов, а могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации.
Сравните:
Наступила осень, и птицы стали улетать на юг.
Наступила осень, птицы стали улетать на юг.
Обобщите наши рассуждения по плану:
1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?
6. Закрепление материала.
1. Объясните постановку знаков препинания.
Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада.
Всю ночь зима вязала(1, плела кружевные узоры(2, чтобы принарядились деревья.
3. Укажите верную характеристику предложения.
Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.
1) простое предложение с однородными членами
2) сложносочиненное
3) сложноподчиненное
4) сложное бессоюзное предложение
7. Проверочная работа
Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.
Вышел месяц) и его сияние пестро) и причудливо расцветило лес
а) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая
б) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна
Выбрать определение сложного предложения.
1. Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в
простых.
2. Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
3. Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.
Выбрать схему предложения.
1.[– =], [– =].
2.[= -].
3.[– = а =].
4.[ = -], и [– =].
5.[– =], [– =], и [– =].
6.[– =], а [– =].
7.[– = и =].
1. Дул холодный ветер и трепал деревья в саду.
2. Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты.
3. Всю ночь шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.
4. Стояли морозные зимние дни
5. Приближалась осень, и все вокруг украсилось желтыми листьями.
6. Осень прекрасна нарядами, а зима страшна морозами.
7. Тучка была небольшая, а разразилась большим дождем.
Ответы 1-7, 2-5, 3-4, 4-2, 5-4, 6-6, 7-3,
Оценки: «5»-нет ошибок, «4»- 1 или 2 ошибки, «3»- 3 ошибки.
8. Подведение итогов. Рефлексия.
-Какое предложение называют сложным?
Какое предложение называют простым?
-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
-Какую роль может играть союз “и” в предложении?
-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”, прежде чем ставить запятую?
9. Домашнее задание: Выписать из любого художественного произведения 10 сложных предложений. Определить их тип.