марина назаренко
Урок русского языка в 3 классе «Части речи. Повторение»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок русского языка, 3 класс
Тема: Части речи (повторение)
Цели:
1. Создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи. Формировать умение распознавать части речи.
2. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости.
3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Публикация «Урок русского языка в 3 классе „Части речи, Повторение“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные меропряития в 3 классе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Части речи. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1) развитие умения различать части речи : (существительное, прилагательное, глагол,опираясь на вопрос и общее значение;
2) совершенствовать навыки употребления их в речи;
3) развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
4) развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
Оборудование: интерактивная доска, памятки по разбору частей речи схемы разбора частей речи
разноуровневые задания на карточках тесты
Тип урока : урок обобщения знаний.
Методы: проблемный частично – поисковый, наглядный, игровой.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная групповая
Технология: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифференциации
Ход урока
I. Мотивационный этап.
1. Организационный момент
Психологический настрой
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
II. Познавательный этап
2. Сообщение темы и целей урока
У: У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете.
Представление гостей.
а) Являюсь я важнейшей частью речи.
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам (имя существительное) (слайд № 1)
– Посмотрите, какие предметы у дедушки существительного на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы.
(Что? солнце, облачко, дерево, цветок. Кто? кот, попугай)
У: Что обозначает существительное?
На какие вопросы оно отвечает?
б) А теперь встречайте второго гостя
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
– Как зовут нашего второго гостя? (Имя прилагательное) (слайд № 2)
У: Ребята, а теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному?
Кошка была (какая) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая.
Дерево было (какое) голое, а стало зелёное, ветвистое, высокое.
Гриб был (какой) белый, а стал яркий, красный, ядовитый.
R : Итак: Что обозначает имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
в) Встречайте третьего гостя
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет
Чертит, пишет иль поёт… (глагол)
Как вы догадались? (слайд № 3)
Дядюшка глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении.
Так какие действия выполняет глагол?
(Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.)
R : Итак: Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?
Какое общее название можно дать всем этим гостям?
Дети: (Части речи)
Учитель: Что же мы будем сегодня повторять? (Части речи)
3. Каллиграфическая минутка.
Открыли тетради, записали дату, название работы, спинки ровные, тетрадь под углом. Отложили ручки.
Продолжим урок выполнением каллиграфической минутки.
С какой целью мы её проводим?
(Отрабатываем навык красивого письма)
Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах
Гусеница, крыльцо, цифра.
- Спишите. Продолжив закономерность
Цц Ццц Цццц
- Прочитайте загадку, отгадайте ее. Спишите.
Один пастух тысячи овец пасет. (месяц и звезды)
4. Орфографическая минутка
Ребята, прочитайте слова на доске.
Солнце росы капли переливаются на крупные
Составьте с ними предложения.
На солнце переливаются крупные капли росы.
Назови главные члены предложения, подчеркните их.
(Записываем предложение)
5. Физкультминутка
А сейчас ребята отдохнём и поиграем.
Встали, вышли из – за парт.
Если я буду называть глагол – вы садитесь (приседаете, если имя существительное – встаёте – руки по швам, если имя прилагательное – показываете волну рукой.
Слова: Природа отдыхает. Птицы улетают. День короткий. Деревья осыпаются.
- О чем говорится в этих предложениях? (об осени)
- Какие признаки осени были перечислены?
- Кто из вас был самым внимательным и смог сосчитать, сколько же было глаголов? (3)
6. Закрепление изученного.
1) Игра «Расставь по своим местам»
Проблемная ситуация
Даны слова: - Ваша задача распределить по столбикам в зависимости от частей речи. (листопад, тихо осень шуршит желтый кружится золотая падают дождь хмурый пасмурное туча)
- Ребята, а в какой столбик мы отнесем слово тихо? Как вы думаете? Почему?
- Значит, мы знаем не все части речи? Ещё со многими другими частями речи нам предстоит знакомиться дальше.
- Что объединяет все эти слова? (осень)
7. Проблемная ситуация
Даны слова: солнце, дождливая, падают.
- Какими частями речи являются данные слова? Докажите.
- Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте.
8. Самостоятельная работа (содержит проблемную ситуацию)
Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно.
Из слова ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ составить как можно больше новых слов.
9. Домашнее задание
Повторить все, что выучили о частях речи.
III. Этап контроля и рефлексии.
- Какие три гостя приходили к нам сегодня на урок?
- Давайте расскажем то, что мы о них знаем.
- А как вы думаете, мы знаем о них всё или не всё?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Какое задание вызвало затруднение?
А итог своей работы оцените с помощью карточек. Которые лежат у вас на партах:
«Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.
Учитель: Ребята, сегодня вы были очень активными и старательными. Спасибо за урок! (выставление оценок за урок)