Ольга Мауль
Урок развития речи в 1 классе «Звук [А], буква А. Дары осени»
▼ Скачать +Заказ
Урок развития речи в 1 классе «Звук [а], буква А. Дары осени»
Цель урока : систематизировать знания обучающихся о гласном звуке [А] и букве А, формировать умение выделять звук [А] из речи.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепление понятия «гласный звук»;
2. Систематизация знаний о звуке [А];
3. Упражнения в определении места звука в слове;
4. Закрепление графического образа буквы А.
Публикация «Урок развития речи в 1 классе „Звук [А], буква А, Дары осени“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
5. Формирование знаний и умений, позволяющих приобрести практические навыки нахождения и выделения звука [А] и буквы А в слогах, словах.
Развивающие :
1. Развитие умственной деятельности (способности делать выводы, мышления, речи, развитие зрительного и слухового внимания, памяти, воображения.
2. Развитие фонематического слуха, развитие общей моторики, развитие дыхания.
3. Развитие мотивационной сферы (мотивации на ведение здорового образа жизни).
Воспитательные:
1. Воспитание адекватной самооценки учащимися своей деятельности.
2. Воспитание усидчивости, доброжелательности, аккуратности и терпения.
3. Воспитание интереса к занятиям.
Материалы и оборудование:
1. Образец написания печатной буквы А.
2. Предметные картинки на звук [а] (абрикос, апельсин, ананас).
3. Игрушки заяц и мышка.
4. Муляжи овощей и фруктов;
5. Карточки для задания «Соки».
6. Конверты с разрезанными картинками овощей.
7. Предметные картинки для выделения звука [а] в словах.
8. Карточки – листья для нахождения буквы А в тексте.
9. Мультфильм «Уроки тетушки совы. Звук и буква А».
В результате проведения занятия у учащихся будут сформированы предметные знания и умения:
- научатся выделять звук [а] в словах, находить его место (начало, середина, конец слова);
- смогут дать характеристику звуку;
- дифференцировать понятия «звук» - «буква»;
- развивать речевой слух, зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, активность, умение делать логические выводы.
Метапредметные:
- научатся различать овощи и фрукты;
- выяснят, чем богаты овощи и фрукты, какие полезные вещества в них содержаться;
- научатся понимать, почему овощи и фрукты так полезны для человека;
- закрепят понятия по лексической теме «фрукты и овощи» — характеристика, классификация.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения; учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; проявлять интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, развивать доброжелательность; применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь одноклассникам.
Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке; определять и формулировать цель деятельности на уроке; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; планировать решение учебной задачи; выполнять последовательность необходимых операций; находить букву в тексте; анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины; развивать способность к самоконтролю; оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других; высказывать предположения; высказывать и обосновывать свою точку зрения, формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Ход урока.
I. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро».
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Сегодня на самом деле очень «доброе» утро. К нам пришли гости. Давайте подарим свои добрые улыбки друг другу, гостям. Мы все в хорошем настроении. Будем активно работать и удивлять своими знаниями наших гостей. Готовы?
II. Артикуляционная гимнастика
- Приготовим наши язычки к работе.
Язычок гулять собрался. (Открыть рот)
Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами)
Вправо, влево повернулся (повернуть языком в нужную сторону)
Вниз упал, наверх поднялся (опустить и поднять язык)
Раз – и в ротик спрятался! (спрятать язык во рту).
III. Отгадывание темы урока.
- Ребята, отгадайте загадку.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
Что за время года? – спросим.
Нам ответят: «Это …» (осень)
- Какие признаки осени вы знаете? (Листья становятся желтыми, красными, оранжевыми и опадают, трава желтеет и вянет, люди собирают урожай).
- Ребята, посмотрите, что выросло в нашем чудесном саду-огороде. ( На доску вывешиваются картинки: абрикос, ананас, апельсин).
- Что общего у этих слов? (Это фрукты. Все они начинаются на звук [а])
- Мы сегодня с вами будем искать в нашем саду-огороде звук [а] и букву А.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа с артикуляционным профилем. Характеристика звука [а].
- Ребята, кто мне расскажет все, что знает про звук [а]? ( Вывод: при произнесении звука [а], рот широко открыт, язык лежит спокойно внизу. Голос работает, звук «поется». Воздух проходит свободно через рот. Звук [а] «приказывает» согласным звукам быть твердыми. Гласные звуки всегда обозначаем красным цветом)
2. Выделение звука [а] на слух.
- Ребята, звук [а] очень любит играть. И сейчас я предлагаю вам сыграть с ним в «Догонялки». Если в слоге, слове есть звук [а], вы поднимаете табличку с буквой А – «ловите» звук.
Ау, не, па, ас, ло, ки, ма. Сад, лист, ананас, банан, гриб, груша, перец, капуста, кабачок, лук, чеснок.
-Молодцы! А теперь давайте поиграем в прятки. Сможете найти звук [а]? Для этого необходимо назвать слова, в которых он есть. (На доске висят картинки. Дети по очереди называют слова, в которых есть звук [а] и говорят, где он находится (начало, середина или конец слова. Картинки со словами, которые назвали, учитель снимает. Остается на доске картинка с изображением листа дерева).
- Почему остался лист, как вы думаете? (Признак осени – листья опадают с деревьев)
- Ветер подул и с нашего дерева тоже облетели листочки. Только они не простые. Посмотрите, что-то на них написано… (Каждому раздается по листочку, на котором написано стихотворение. Необходимо найти все буквы А и обвести их в кружочек).
Аист крылья расправляет,
Аист крылья расправляет,
Аист книгу раскрывает.
В книге – буквы и слова.
Аист видит букву А.
И, надев, очки на нос,
Он читает:
- АБ-РИ-КОС.
V. Физкультминутка.
В огород сейчас пойдем, (дети шагают на месте).
Овощей там наберем!
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопают в ладоши)
Что мы будем собирать? (разводят руки в стороны)
Картошку, морковку, репу и свеклу!
Помидоры, огурец и капусту, наконец! (указательным пальцем левой руки загибают пальцы на правой руке,
В огороде мы старались - низко к грядке наклонялись! (наклона вперед).
А еще мы в сад пойдем,
Фрукты разные найдем (дети шагают на месте).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты собирать (хлопают в ладоши)
Груши, яблоки и сливы,
Виноград и апельсины. (указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке)
Будем с дерева срывать (поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева).
Всех знакомых угощать (протягивают руки вперед ладонями вверх)
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. «Гости».
- Ребята, смотрите, к нам в гости пришли мышка и зайчик. Но они пришли не с пустыми руками. Что же они принесли нам в мешке? (Дары осени - фрукты и овощи). Друзья так торопились к нам в гости, что перепутали и овощи, и фрукты. Давайте им поможем, разложим фрукты и овощи по разным корзинам. Мышке – фрукты, зайчику – овощи. (Дети по очереди выходят к доске, вытягивают из мешка фрукт или овощ и кладут его в нужную корзину, называя при этом есть в названии звук [а] или нет).
- Молодцы. Какие полные корзины у нас получились! Что же мышка может приготовить из фруктов? (варенье, компот, сок).
2. Работа по карточкам «Приготовь сок». (Учитель показывает каждому ребенку по очереди карточку с изображением фрукта. Задание – назвать сок, приготовленный из него и определить, есть ли звук [а] в этом слове). Апельсин – апельсиновый, яблоко – яблочный, гранат – гранатовый, лимон – лимонный, груша – грушевый, банан – банановый, персик – персиковый, слива – сливовый, мандарин – мандариновый, виноград – виноградный.
3. «Карточки-пазлы».
– А что мы можем приготовить из овощей? (Сок, салат, суп). Зайчик решил приготовить салат. На салат мы нарезаем овощи. Вот и зайчик нарезал для вас овощи, для каждого свой. Чтобы узнать, каким же овощем угостил вас зайчик, нужно собрать картинку-пазл. (Детям раздаются конверты с разрезанными картинками. Для детей, испытывающих трудности при сборе пазла, предлагается картинка-образец).
4. Счет овощей до 5. (Дети по очереди называют, какой овощ они собрали и считают его до 5).
Помидор – один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. Морковь – одна морковь, две моркови, три моркови, четыре моркови, пять моркови. Огурец – один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов. И т. д. перец, капуста, кабачок, баклажан, свекла, репа, кукуруза.
5. Рассказ о витаминах.
- Ребята пока вы выполняли задание наши фрукты и овощи спор завели.
Кто из овощей и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней?
Как вы думаете? (Все овощи и фрукты полезны. В них содержатся витамины).
Действительно, ребята, в овощах и фруктах содержаться такие вещества, которые помогают нашему организму правильно работать. Если человек мало ест, он быстро устаёт, становится вялым, грустным. Пища необходима человеку так же, как чистый воздух. Она должна быть не только вкусной, но и полезной, поэтому необходимо есть больше фруктов и овощей. Они основные источники витаминов. Витаминов очень много и у каждого своя роль. Наша буква А тоже имеет очень важное значение! Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен витамин А! Его много в капусте, моркови, помидоре.
Помни истину простую:
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
- Вот какая важная буква А! Давайте сделаем ее «портрет» - выложим букву А из палочек.
VII. Итог урока.
- С каким звуком мы познакомились?
- С какой буквой мы познакомились?
- Почему их называют гласными?
- Каким цветом обозначают гласные?
- Что мы слышим и произносим?
- Что мы видим и пишем?
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
- Чтобы фрукты и овощи хорошо созревали и насыщались витаминами, им необходимо солнце. В нашем чудесном саду-огороде тоже есть солнышко. Только оно без лучиков. Помогите мне, возьмите лучик и прикрепите его к нашему солнышку. Если вам на уроке понравилось, все было понятно, вы справились со всеми заданиями – желтый лучик. Если на уроке вам было интересно, но не все получилось – красный лучик. Ну а если на уроке вам было скучно и неинтересно – голубой лучик.
IX. Сюрпризный момент.
- Мышке и зайчику пора обратно в лес. Им так понравилось у вас в гостях, что они на прощание приготовили вам подарки. Зверята угощают вас соком и дарят вам мультфильм «Уроки тетушки Совы. Звук и буква А».