Валентина Ястребцова
Урок-практикум по русскому языку для 10 классов в форме деловой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока : урок систематизации и обобщения изученного.
Дисциплина: русский язык
Тип урока : урок систематизации и обобщения изученного
Задачи урока :
1. повторить изученный материал;
2. пробудить интерес обучающихся к русскому языку.
Цели урока :
Публикация «Урок-практикум по русскому языку для 10 классов в форме деловой игры» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русский язык, конспекты уроков
- Семинар, практикум
- Старшая школа 10 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2020
1. Образовательные:
— формирование практических умений, орфографической и пунктуационной грамотности;
— отработка норм литературной речи;
— формирование творческого подхода к любому виду деятельности.
2. Развивающие:
— развитие познавательного интереса к предмету.
3. Воспитательные:
— воспитать любовь к профессиям, связанных с русским языком.
Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, практические.
Оборудование урока : компьютер, экран (интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока
Слайд 1.
1. Организационный момент.
Мы на урок спешим скорей,
Чтоб было в жизни веселей.
Давайте же учиться вместе,
Ведь так намного интересней!
Слайд 2.
Ребята, сегодняшний урок мы проведем в необычной форме : в форме деловой игры. Представьте себя в роли сотрудников редакции. Вам предстоит решить серьезные профессиональные вопросы. Итак, на сегодняшний урок вы перевоплощаетесь в начинающих журналистов, которые любят своё дело и ценят возможности, дарованные нам русским языком.
Слайд 3.
2. Словарная работа.
К сегодняшнему уроку вы должны были поработать с толковым словарем. Необходимо было найти и записать значения таких слов: редакция, редактор, журналист, корректор.
Редакция (франц. redaction, с лат. redactus - упорядоченный) — группа работников, редактирующих какое-нибудь издание, а также отдел издательства, готовящий рукописи к печати (сл. Ожегова).
Редактор — это лицо, которое редактирует что-нибудь, специалист по редактированию (сл. Ожегова).
Журналист — это канцелярский служащий, ведущий входящий или исходящий журнал (сл. Ушакова).
Корректор — это лицо, специально занимающееся чтением и правкой корректур. Корректор газеты (сл. Ушакова).
Слайд 4.
Опрос:
Какими знаниями и умениями должны обладать все эти специалисты?
Давайте выберем по одному главному редактору для каждой газеты.
Время: 5-6 минут.
Слайд 5.
Задание для главных редакторов — распределить обязанности работников отдела своей газеты (художественный отдел, отдел писем и отдел рекламы) : кто-то работает со словарём, кот-то занимается расстановкой или проверкой пунктуации в тексте, кому-то выпадет ответственное задание, которое заключается в том, чтобы придумать яркий заголовок.
Время: 1-2 минуты.
Слайд 6 (задание 1).
Сегодня утром в нашей редакции у одного из сотрудников возникли срочные семейные обстоятельства, и он был вынужден уехать, не успев при этом как следует доработать порученную ему статью. Журналисты, посмотрите внимательно на текст. Что в нем не так? Внесите свои поправки, озаглавьте текст и сдайте готовую статью сначала корректору, а затем главному редактору (учителю).
Слайд 7.
Текст:
Существует много мнений о том,. же такое настоящая крас. та и. она идёт. Одни говорят). красота заложена в человеке с рождения, другие) считают. она расцветает в каждом из. пост. пенно. Красоту оценивают (по) разному: кто (то) смотрит на внешние данные, а кто (то) прон. кает в самую глубину человеческой души. А как (же) мы оцениваем книги? Неуже (ли)) лишь по обложке? Никогда не задумывались). похожи люди и книги? Выбирая ту или иную) книгу) мы смотрим) подходит (ли) она нам. А как смотрим? Разумеется) изучаем аннотацию, отдаём своё предпочтение и интерес ей, а (не)красивой обложке. Так (же) и с людьми: мы всегда сначала заводим общение с человеком, узнаём его и только потом составляем своё мнение о новом знакомом. Как красив бывает внутренне человек). внешне нам кажется (мало)привл. кательным. И) напротив) каким безобразным оказывается тот, кто внешне почти идеален. Никогда не замечали) что хороший человек часто грамотен) и читает дельные книги? Какое положительное влияние оказывают на нас книги, которые учат добру, состр. данию, дружбе, отзывчивости, любви.. Будьте внимательны к тому)что вы читаете) с кем вы дружите и следите за своим внутренним миром) ведь то) что нас окружает, является важным составляющим души.
Время: 10 минут.
Слайд 8 (задание 2).
Уважаемые коллеги! В редакцию поступило срочное сообщение свыше. В связи с предстоящими экзаменами, необходимо написать сочинение на тему «Какие предметы я буду сдавать в этом году». Данное сочинение пойдёт в статью для газеты «Современный мир глазами школьника». Несколько журналистов (ученики) должны разработать сочинения, а именно: рассказать о том, какие эмоции вызывают предстоящие экзамены и почему отдаётся предпочтение выбранным предметам для сдачи ЕГЭ. Лучшее сочинение будет отправлено для газеты. Корректоры должны будут отредактировать сочинения своих коллег (соседей по парте).
Учитель раздаёт ученикам двойные листы.
Время: 15-20 минут.
Слайд 9.
Вчера вечером безответственный корректор ушёл с работы раньше положенного времени и не расставил знаки препинания в некоторых предложениях доверенных ему статей. Расставьте знаки препинания в предложениях, а также укажите правильные орфограммы на месте пропусков. Обратите внимание на пропущенные буквы после того, как расставите их по местам (задание для всех).
Слайд 10 (задание 3).
1. В музее который находится на другом конце Москвы вскоре состоится бесплатная экскурсия для школьников 9-11 классов.
2. Учёный долго ра. думывал над планом эксперимента а потом достал свой кожа. ый ежедневник и обнаружил что уже проводил этот же эксперимент полгода назад.
3. Перед экскурсией по ботаническому саду администратор предупредил посетителей о том что нельзя прик. саться к растениям в противном случае нарушителям придется оплатить штраф в размере тысяча рублей.
4. Мальчик был совсем ю. ым и родители не слушали что он говорит.
5. Программисты не смогли справиться с вирусными атаками на учебных компьютерах так что руководству пришлось пр. бегнуть к более радикальным мерам.
6. Отличительной особенностью таких столов является глянц. вая поверхность плетеные ножки а также стеклянная середина.
7. Ястреб пролетающий над лесом в поисках пищи ра. кинул крылья и поднялся ввысь чтобы улучшить обзор.
8. По ту сторону реки прост. рались бескрайние поля на которых каждое лето трудились жители посёлка.
9. У Елизаветы Степановны на по. ке была прикреплена булавка на все случаи жизни ;).
10. Сотрудники полиции не смогли р. зыскать преступника поскольку тот успешно скрывался.
Время: 6 минут.
Ответы:
Задание 1.
Существует много мнений о том, что же такое настоящая красота и откуда она идёт. Одни говорят, что красота заложена в человеке с рождения, другие считают, что она расцветает в каждом из нас постепенно. Красоту оценивают по-разному: кто-то смотрит на внешние данные, а кто-то проникает в самую глубину человеческой души. А как же мы оцениваем книги? Неужели лишь по обложке? Никогда не задумывались, как похожи люди и книги? Выбирая ту или иную книгу, мы смотрим, подходит ли она нам. А как смотрим? Разумеется, изучаем аннотацию, отдаём своё предпочтение и интерес ей, а не красивой обложке. Так же и с людьми: мы всегда сначала заводим общение с человеком, узнаём его и только потом составляем своё мнение о новом знакомом. Как красив бывает внутренне человек, который внешне нам кажется малопривлекательным. И, напротив, каким безобразным оказывается тот, кто внешне почти идеален. Никогда не замечали, что хороший человек часто грамотен и читает дельные книги? Какое положительное влияние оказывают на нас книги, которые учат добру, состраданию, дружбе, отзывчивости, любви.. Будьте внимательны к тому, что вы читаете, с кем вы дружите и следите за своим внутренним миром, ведь то, что нас окружает, является важным составляющим души.
Задание 3.
1. В музее, который находится на другом конце Москвы, вскоре состоится бесплатная экскурсия для школьников 9-11 классов.
2. Учёный долго раздумывал над планом эксперимента, а потом достал свой кожаный ежедневник и обнаружил, что уже проводил этот же эксперимент полгода назад.
3. Перед экскурсией по ботаническому саду администратор предупредил посетителей о том, что нельзя прикасаться к растениям, в противном случае, нарушителям придется оплатить штраф в размере тысяча рублей.
4. Мальчик был совсем юным, и родители не слушали, что он говорит.
5. Программисты не смогли справиться с вирусными атаками на учебных компьютерах, так что руководству пришлось прибегнуть к более радикальным мерам.
6. Отличительной особенностью таких столов является глянцевая поверхность, плетеные ножки, а также стеклянная середина.
7. Ястреб, пролетающий над лесом в поисках пищи, раскинул крылья и поднялся ввысь, чтобы улучшить обзор.
8. По ту сторону реки простирались бескрайние поля, на которых каждое лето трудились жители посёлка.
9. У Елизаветы Степановны на по. ке была прикреплена булавка на все случаи жизни ;).
10. Сотрудники полиции не смогли р. зыскать преступника, поскольку тот успешно скрывался.
V этап. Рефлексия.
Опрос:
Понравился вам ли урок?
Какие возникли трудности?
Следует ли почаще проводить уроки в форме деловой игры?
Время: 2 минуты.
V этап. Задание на дом
Учитель скинет классу презентацию с проведённой на уроке деловой игрой (без ответов). Обучающиеся должны будут еще раз подробно прочитать задания 1 и 3, а затем объяснить каждую орфограмму. Те ученики, которые не писали сочинение в течение положенного времени на уроке, доделывают свои работы дома на листочках. На следующем уроке учитель будет разбирать задания, которые вызвали трудности у обучающихся.