Евгения Севрюкова
Урок по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Снегурочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок по ознакомлению с художественной литературой
Тема: Русская народная сказка «Снегурочка» подготовительный класс
Цели: Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, желание приобщиться к нему.
Задачи:
Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на картинки
Обогатить лексику детей родственными словами к слову «снег», путем выделения из контекста;.
Закрепить представления о временах года.
Публикация «Урок по ознакомлению с художественной литературой, Русская народная сказка „Снегурочка“» размещена в разделах
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Литература. Уроки литературы
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Снегурочка». Русская народная сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Развивать общую моторику, умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом, движением.
Развивать умение слушать музыкальные произведения, эмоционально их воспринимать.
Оборудование: Сюжетные картинки:
Старик и старуха грустные сидят.
Старик и старуха лепят Снегурочку.
Снегурочка-помощница по дому.
Снегурочка грустит весной.
Снегурочка прыгает через костер.
Снегурочка превращается в облачко и улетает, силуэты Снегурочки для раскрашивания, снежинки.
Магнитофон. Аудиозапись
Лингвистический материал: Слова: снег, Снегурочка, снежинка, снегопад, снежки, снежные и др.
Текст русской народной сказки «Снегурочка».
Предварительная работа: Заучивание стихов
Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке, интересуется детской изобразительной деятельностью.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Предлагаю детям сесть на свои места
-Какое время года сейчас?
Дети: Зима.
-: Давайте вспомним, какие вы знаете зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
- Молодцы, верно, назвали зимние месяцы.
Игра «Хлопни в ладоши»
Сейчас я вам прочитаю небольшой текст, как вы только услышите в нем слова родственные со словом снег, хлопните в ладоши.
Будьте внимательны.
«Идет снег. Огромные снежные хлопья кружатся в воздухе и падают на землю. На дворе настоящий снегопад. Саня и Соня лепят снеговика. На варежку Сони упала пушистая снежинка. Коля и Петя играют в снежки».
-Дети, какие вы слова услышали слова, родственные со словом «снег»? Произнесите их.
2 часть. Основная часть.
- Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадайте её :
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)
- Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке? (Русская сказка «Снегурочка»).
Сегодня я вам прочитаю сказку Р н «Снегурочка» Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить сказку. Потом мы будем ее пересказывать.
3. Чтение сказки
4. Игровая деятельность (Физминутка)
- А давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим снежную бабу. (Педагог читает стихи, а дети сопровождают движениями)
Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим на ладошке.
Дружно ими покидались,
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
- Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.
- Ребята, кто главный герой сказки?
Дети: Снегурочка.
-Почему сказка называется «Снегурочка»?
Дети: Потому что девочку слепили из снега и назвали «Снегурочка».
-Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку?
Дети: У них не было детей, им хотелось дочку, поэтому они решили слепить ее из снега.
-Чему радовались старик со старухой?
Дети: Снегурочка ожила и стала с ними жить и расти.
-Какая была Снегурочка?
Дети: Снегурочка была умная, смышленая, веселая, работящая.
-Какая Снегурочка стала весной?
Дети: Снегурочка стала печальная, грустная.
-Почему Снегурочка стала весной грустная?
Дети: Она по зимушке скучала, ведь она из снега слеплена.
-Куда пошла Снегурочка с подружками?
Дети: Снегурочка пошла в лес гулять, песни петь, хороводы водить, да у костра танцевать.
-Что с ней случилось в лесу?
Дети: Стала она прыгать через костер, прыгнула и растаяла.
-Почему она растаяла?
Дети: Потому что она из снега была сделана.
-: Эта сказка веселая или грустная?
Дети: Сначала веселая, а в конце грустная.
-Ребята, вам понравилась сказка «Снегурочка?».
Дети: Да.
5. Прослушивание Оперы «Снегурочка»
- Ребята. Композитор даже сочиняли к сказке музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку. ( Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год.
Физминутка
Выйдем мы из—за парт.
Я мороза не боюсь,
Я с ним крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз
Тронет уши, тронет нос.
Значит надо не зевать.
Прыгать, бегать и играть.
А еще в снежки бросать.
Сейчас мы с вами рассмотрим картинки к сказке и вспомним саму сказку.
Показываю картинку. Вам нужно будет вспомнить отрывки из сказки, подходящие к картинкам.
- Что изображено на этой картинке?
Дети: Старик и старуха грустные сидят.
- Припомните, подберите отрывок из сказки к этой картинке.
Дети: Горе у старика со старухой было: детей у них не было.
- Что изображено на этой картинке?
Дети: Старик и старуха лепят девочку.
- Вспомните, как об этом в сказке говорится?
Дети: Говорит старик старухе:
- А давай старуха мы из снега себе дочку слепим?
А старуха в ответ:
- Давай дед позабавимся, слепим девочку себе снежную, назовем ее Снегурочкой. Вышли они во двор, и лепить девочку стали. Скатали ком снежный, руки, ноги, да голову приладили. Вылепил старик нос, рот и глаза – ладно личико у него получилось.
- А вот и следующая картинка, что на ней изображено?
Дети: Снегурочка помогает старику со старухой, несет им воды.
-А кто вспомнит, как об этом в сказке говорится?
Дети: Снегурочка растет умная да смышленая, веселая да работящая – за что не возьмется все у нее в руках спорится, а песнь затеет – заслушаешься. По дому первая помощница.
Логопед: Что вы видите на следующей картинке?
- Снегурочка сидит и грустит весной.
Логопед: А как это в сказке описывается?
Дети: Вот и зима к концу подошла, весеннее солнышко землю пригрело, а Снегурочка с каждым днем печалится, ничего ее не радует.
- На следующей картинке вы видите, как подружки зовут Снегурочку в лес. Как это событие описывается в сказке?
Дети: Как-то раз собрались девушки в лес, да Снегурочку кличут :
- Пойдем с нами Снегурочка в лес гулять, песни петь, хороводы водить, да у костра танцевать! Неохота Снегурочке в лес идти. А тут дед с бабкой велят: - Иди, иди снегурочка, повеселись с подружками.
Согласилась пойти с подругами Снегурочка, побежали они песни петь, хороводы водить.
-А что вы видите на этой картинке?
Дети: Снегурочка прыгает через костер.
- Припомните, как об этом в сказке говорится? –
4. Художественно-творческая деятельность детей. Раскрась картинку. Раздаю раскраски Снегурочки
- А сейчас мы с вами раскрасим Снегурочку, такую, какую мы с вами представили, послушав сказку, музыку. (Педагог обращает внимание на то, как дети сели, на правильную осанку, правильно ли держат карандаш, помогает советом (индивидуально).
С какой сказкой сегодня познакомились? (Снегурочка)
Назовите главную причину исчезновения Снегурочки : (Она растаяла).Грустная или веселая сказка (и грустная,и веселая)
5 Дети читают стихи
От метели все бело!
Много снегу намело!
Мы из снега слепим бабу
Ребятишкам на забаву.
Бабка с дедом внучку лепят
Всю из снега – чудеса!
Получилась белолица,
Чудо девочка-краса
Вот стоит изба
Может в ней весна?
Тук-тук-тук!
Разбудил весну этот стук.
Распахнулись ворота
И пришла весна – красна!
Вся растаяла она чЧудо девочка- краса.
6. Рефлексия.
В коробочках снежинки двух цветов.
- Приклейте на дерево голубую снежинку, если вы получили во время урока заряд хорошего настроения и узнали на уроке что-то новое.
-Ну и, приклейте фиолетовую снежинку, если вам урок не понравился, если у вас ухудшилось настроение. (Дети приклеивают снежинки).
Наш урок подошел к концу, но он не влияют на ход времени, и из года в год- осень сменяется зимой, зима – весной, за весной приходит лето, а за летом опять осень. И у каждого из нас есть время, чтобы сполна налюбоваться картинами всех времён года.
Всем, спасибо! Мне хотелось, чтобы этот урок вы запомнили. Дарю детям «Снегурочек» ( звучит мелодия Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год.