Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Татарская народная сказка «Три дочери»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Познакомить детей с татарским народным творчеством.
Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить детей передавать свое отношение к персонажам.
Способствовать воспитанию у детей потребности совершенствовать добрые поступки, стремление делать добрые дела. Воспитывать любовь к обычаям и традициям татарского народа.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой „Татарская народная сказка „Три дочери“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Республика Татарстан
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Материал. Панно плоскостного изображения: дома, деревья, мать, три дочери, белочка. Игрушки: таз, паук, пчелка. Раскраски с изображением героев сказки : пчелка, паук, белочка, черепаха. Цветные карандаши.
Предварительная работа. Знакомство детей с русскими народными, мордовскими, нанайскими сказками. Рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр мультфильмов по сказкам. Разбор, рисование сказок с детьми, раскрашивание раскрасок по сказкам.
Воспитатель. – Дети, какое у вас сейчас настроение?
Дети. – Хорошее.
Воспитатель. - Тогда давайте все хорошее соберем в ладошки, сожмем крепко кулачки, а потом разожмем и подуем на ладошки,
пошлем всем заряд бодрости и хорошего настроения.
(Дети садятся на стульчики.)
Ребята, раз у вас у всех хорошее настроение, тогда у меня к вам вопрос:
скажите, пожалуйста, вы любите сказки?
Дети. -Да-а.
Воспитатель. - А какие сказки и сказки каких народов вы знаете?
(Воспитатель выслушивает ответы детей.)
Воспитатель. - Дети, как хорошо, что я сегодня к вам пришла. А пришла я не одна, я вам сказку принесла. Занавес открываем, сказку начинаем. Здесь много картинок, про кого эта сказка мы узнаем об этом, если соберем всю картину целиком.
(Воспитатель вместе с детьми раскладывают плоскостные атрибуты сказки и рассматривают помещенные на доске: дом, деревья, белочку, фигуру взрослой женщины и трех дочерей.)
Воспитатель. - Дети, какие ласковые слова вы говорите своей маме?
Дети. - Добрая, любимая, красивая, милая, дорогая и т. д.
Воспитатель. - Мамы всегда заботятся о своих детях, правда, иногда мама и поругает, но потом обязательно приласкает. Есть такая пословица: «Материнская ласка конца не знает». А ведь дети не всегда бывают заботливыми по отношению к своим мамам! Послушайте татарскую сказку «Три дочери», а потом расскажите, кто из дочерей любил свою маму по-настоящему.
Татарская народная сказка «Три дочери»
Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
- Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.
- Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. – Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.
- Почистить два таза? – рассердилась белочка. – Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.
Постучалась белочка ко второй дочери.
- Ой, - отвечала та. – Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята : надо мне к ярмарке холста наткать.
- Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь!- сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
- Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку.
Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям… А зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье, а проснется – ест только мед и сахар.
Воспитатель задает вопросы детям:
-Понравилась ли сказка? Чем? Почему?
-О ком эта сказка? А еще о ком?
-Кто из героев больше всего понравился? Почему?
-Что было вначале сказки?
-Что потом?
-Как любила мать своих дочерей?
-За что наказала белочка старших дочерей?
-Как можно сказать о них?
-Как наградила белочка младшую дочь?
-Какими словами можно сказать о ней?
-Как вы думаете, почему младшая дочь превратилась в пчелку, а не в зайца или ежика?
- Подумайте, всегда ли вы по-доброму относитесь к своим мамам.
(Воспитатель выслушивает ответы детей)
Воспитатель. - Дети, хотите познакомиться с татарской игрой «Тимербай».
Дети. – Да.
Воспитатель. – Тогда вставайте, возьмитесь за руки и сделайте круг. Выбирают водящего - Тимербая. Дети берут жетончики из корзины, у кого на жетончике изображение мальчика тот ребенок становится в центре круга.
Воспитатель вместе с детьми идут по кругу и говорят слова:
Пять детей у Тимберая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает другого ребенка вместо себя.
(После игры дети садятся на стульчики)
Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю инсценировку этой сказки.
Выбираются дети на роли старшей, средней и младшей дочерей, белочки и автора; Дети по желанию выбирают жетончики с изображением героя сказки, которую будут исполнять. Воспитатель надевает им татарские атрибуты – тюбетейки. Один из детей говорит слова автора, другие исполняют выбранные ими роли.
Воспитатель. Дети, пчелки очень понравилось, как вы внимательно слушали сказку, ваши высказывания и рассуждения. За это она вам решила доставить радость, и дарит раскраски с изображением разных героев сказки.
Воспитатель предлагает детям выбрать понравившуюся раскраску и красочно раскрасить. Затем работы детей помещаются на магнитной доске, воспитатель благодарит детей за творчество.
Воспитатель. Ребята, сегодня вы узнали татарскую сказку «Три дочери», встретились со сказочными героями. Я хочу, чтобы вы никогда не расставались со сказками и умными, добрыми книгами.
по по