Гульнара Хамитова
Урок по окружающему миру «Как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе.
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туман и роса, Человек и время года – Это все вокруг природа.
- А что же такое «природа»? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
Публикация «Урок по окружающему миру „Как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Неживая природа
- Окружающий мир
- Погода и природные явления
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
- Обратимся к источнику, в словаре Ожегова написано: Природа – всё существующее во Вселенной. Так ли это, давайте выясним.
Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)
Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру «Природа - не природа»
Учитель: Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.
Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.
.
3. Введение в тему урока. Постановка проблемного вопроса
- Отгадайте загадку:
Пришла пора зиме на смену,
Природу пробудила ото сна.
Растаял снег, клин птиц плывет по небу,
Тепло она нам принесла. (Весна)
- Как вы понимаете слова «природу пробудила ото сна»?
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
-Скажите, а как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе?
- Итак, ребята, перед нами проблемка. Мы не знаем, как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе. И это нам предстоит выяснить.
-Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок? (Узнаем о весенних изменениях в природе в живой и неживой природе. И о их взаимосвязи.)
- Я хочу поставить перед вами еще одну задачу: Быстро и точно находить информацию в учебнике. Как вы думаете, для чего оно нам необходимо?
- Весна – красивое время года. Когда я смотрю, слышу, чувствую эту красоту, у меня поднимается настроение, хочется петь, как будто я вдыхаю воздух новой жизни. А что для вас весна? …
На доске карточки. Расположите в правильном порядке
Март, апрель, май
2. Работа в группах
- О каких признаках весны в неживой природе говорится в стихах. Найдите и подчеркните их.
(Учитель раздает распечатки текста)
Проверка работы. Признаки появляются на доске.
-Молодцы, а теперь о всех перечисленных весенних явлений природы мы поговорим по отдельности. Начнем с неживой природы.
1. (на доску учитель вывешивает солнышко).
– Как светит солнце весной? (ярче, сильнее, теплеее, день длиннее).
2. (на доску учитель вывешивает небо).
-Какое по цвету весеннее небо (голубое)
- Какие осадки выпадают весной? (в марте снег, а в апреле и мае дождь)
3. (на доску учитель вывешивает снег и лед)
- Что происходит со снегом и льдом на реках? (на реках начинается ледоход)
половодье
4. (на доску учитель вывешивает почвы).
- Что происходит весной с почвой? (она оттаивает).
Итак, какие же изменения происходят весной в неживой природе? Как они связаны между собой? (Солнце выше поднимается над линией горизонта, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед, почва пропитывается влагой).
Физминутка
Физкультминутка. Слайд 10 (шмель).
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Я предлагаю вам задание. На доске карточки, вам нужно найти лишнее слово (дерево) СЛАЙД
VI. Изменения в живой природе.
1. Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
2. Итоги наблюдений за веточками.
- Расскажите, что мы наблюдали?
Почему почки на сирени и березе на улице ещё не распустились, а на наших веточках уже листочки? Что повлияло на это?
3. Кристина нашла очень хорошее стихотворение об этом процессе.
Шепчет солнышко листочку:
- Не робей голубчик!
И берет его из почки
За зеленый чубчик!
-Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми ( первоцветы: медуница, мать-и-мачеха, подснежник) учитель вывешивает на доску изображения первоцветов, учащиеся должны их назвать
-Этим растениям не требуется много тепла. На стр. 88 учебника мы видим раннецветущие растения. Назовите их. Прочитаем про них.
-Откройте рабочую тетрадь на стр. 56. Выполним №4.
-Многие из вас собирают букеты весенних цветов. Хорошо ли это?
- Сейчас послушаете небольшое стихотворение и попробуйте сделать вывод, чему учит это стихотворение.
Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял!
Выводы детей.
Многие первоцветы занесены в Красную книгу.
Изменения в жизни животных.
- А что происходит с насекомыми и птицами весной? (с приходом тепла насекомые выбираются из укрытий, возвращаются в родные края птицы. Для них стало больше корма.)
- Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).
- Какие птицы возвращаются к нам весной?
На доске фотографии птиц: ласточка, скворец, жаворонок, соловей, грач. Кто из вас знает, в каком порядке возвращаются к нам?
Грач, жаворонок, скворец, соловей, ласточка. (Ученик работает у доски.)
А теперь об этом мы почитаем в учебнике на странице 86-87.
5) Изменения в жизни животных.
- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.)
- Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве.
- Что вы можете сделать для охраны животных и птиц?
(Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т. д.)
Ребята нашей школы тоже заботятся о птицах.
6. Закрепление изученного материала.
-Ребята, давайте еще раз вернемся к главному вопросу урока. (Как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе)
-Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос? (да)
-Какой вывод можно сделать? (изменения в неживой природе влияют на изменения в живой природе)
-Закрепим наши знания и проверим себя.
На доске учитель вывешивает предложения, а дети должны восстановить последовательность.
Возвращаются птицы. 5.
Зацветают растения. 3.
Тает снег. 2.
Больше солнечного света. 1.
Появляются насекомые. 4.
Работа в тестах. с. 56-58
7. Подведение итогов урока.
-Как вы думаете, ответили мы на главный вопрос урока?
-Что нового узнали на уроке?
-Где пригодятся вам полученные знания? (охрана растений и животных, в жизни).
-Что было интересным на уроке?
-Что было сложным на уроке?
Выставление оценок активным обучающимся.
7. Рефлексия.
-Ребята, оцените свою работу на уроке. На доске вы видите дерево. Оно еще не проснулось после зимы. На нем нет листочков. Если вам все было понятно на уроке и у вас было хорошее настроение, то прикрепите к дереву зеленый листочек. Если вы не довольны уроком – листик прикреплять не надо.
-Ребята, вы молодцы, всем спасибо.