Людмила Волкова
«Что такое язык? Когда мы так говорим?» Урок обучения грамоте (чтение) в первом классе
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое язык? Когда мы так говорим?
Цели: способствовать формированию представлений о многозначности слов, о правописании слов в сильной и слабой позиции;
Способствовать Формированию навыков правильного, слогового, сознательного, выразительного беглого чтения;
Организовать условия для воспитания здорового образа жизни
Оборудование: маленькие зеркальца, бумага (свеча, сердечки, наглядный материал – языки, буквы на магнитной основе (языки, музыкальный центр, маски лисы и петушка.
ПЛАН
1. Организационный момент
Публикация «„Что такое язык? Когда мы так говорим?“ Урок обучения грамоте (чтение) в первом классе» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Учитель: Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Повернитесь к ним и поприветствуйте их. Садитесь.
Эмоциональный настрой. Упражнение «Солнечный зайчик»
Учитель: Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу: зайчик на лбу, на носике, на щечках, на подбородке – нежно погладь его ладонями. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, грудь, живот, одну руку, вторую, ноги. Он любит тебя и ласкает тебя. Подружись с ним.
Дети, ваше настроение стало лучше?
Тогда с хорошим настроением начнем наше занятие.
2. Постановка темы и цели урока.
Учитель: Сегодня у нас урок особенный. На каждом уроке вы делали для себя открытия, становились умнее, грамотнее. Секретов в нашей речи очень много. О некоторых из них мы сегодня поведем разговор. Какие секреты вы будете открывать? ( доска: «Секреты речи»)
Секреты речи.
3. Повторение изученного.
Учитель: Один ученик по имени Вася на уроке под диктовку учителя писал слова. Как вы думаете, будет ли рада учительница тому, чему научился Вася, когда проверит его работу? Почему? (слова написаны в слабой позиции. Необходимо поставить в сильную)
Дети исправляют ошибки и доказывают свой выбор.
Обучающиеся открывают секрет правописания, правильного писания – знать правила, вот в чем секрет.
4. Работа над новой темой.
На доске буквы: И З Я К Ы
Учитель: Угадайте зашифрованное слово. Расставьте буквы в нужном порядке и вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке.
С помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся благодаря языку, речи)
Язык – это важнейшее средство общения, благодаря которому мы выражаем свои мысли и чувства, общаемся с вопросами, передаем и получаем информацию.
- Язык может быть добрым другом и злым, жестоким врагом.
- Когда добрым?
- Когда злым?
(ответы детей)
- Какие значения имеет слово язык?
1) Язык – человеческий язык.
Язык – средство общения.
2) Но язык есть у колокола. Это металлический стержень, при помощи которого получается звон.
3) Еще есть языки пламени, ледяные языки, языки волн.
4) Есть язычки у обуви.
Учитель наглядно показывает языки пламени, языки волн, ледяные языки, язычки у обуви, язык у колокола.
5) Иностранные языки.
6) А бывает еще язык- дразнилка : Рыжий, рыжий, конопатый
Убил дедушку лопатой.
(А вы часто дразните друг друга)
Дразнилка – злой враг или добрый друг? (воспитательный момент культуры общения)
5. Упражнения для развития речевого аппарата.
1) Дыхательная гимнастика.
а) И. п. – встать, ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч.
б) С закрытым ртом втянуть носом воздух носом, разворачивая плечи и грудь. Задержать это положение на 1-2 сек.
в) Сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение.
Повторить 2-3 раза
Если «сидя», плечи и руки опущены вниз.
2) Артикуляционная разминка
«Губы». Плотно сжав губы, вытягиваем их вперед, фиксируя это положение. Не разжимая губ, растягиваем их в улыбке. Повторить 2-3 раза.
«Щёчки». Сидя на стульчиках. Поочередно надувая каждую щеку, перемещая поток воздуха поочередно с одной щеки на другую, затем заполняем воздухом обе щеки. Повторить 5-7 раз.
3) Работа над дикцией.
Вдох. Читать строчки А – А – А – А
А – А – А – А (нараспев)
А – А – А – А!
А – А – А – А?
Чтение слогов СТО СМОТ ПЛА СЛЯ
БРО СКА ДРО ТОЙ
ПЛЮ ОТКРЫ СТРАН ПОЙ
Чтение слов по кругу : ЯЗЫК БЫСТРО АКАЮТ
СВОЙ ПЛАВНО ОКАЮТ
ОДНОМ БУДТО КАЖДОГО
ГОВОРЯТ ПОЮТ РУССКИЕ
РАЗНОМУ МЕДЛЕННО МОСКВИЧ ВОЛЖАНИН
6. Чтение текста. (из учебника)
Учитель: О каком языке идет речь в этом тексте?
Прочитайте, как волжанин, потом - как москвич
Физкультминутка «Гармошка».
Учитель: У вас появилась уникальная возможность превратиться в музыкальный инструмент. Опускаем руки вдоль туловища, максимально сведите и разведите плечи вперед и назад.
«Змея». Представь себе змею, которая пытается защитить свою норку от посторонних. Опустите руки по швам, вытянуть шею и, поворачивая голову в разные стороны, изобразить шипящую змею.
«Мельница». Попробуй развести руки в стороны и сделать круговые движения руками вперед и назад со сжатыми пальцами в кулаках и разжатыми пальцами.
7. Когда мы так говорим? ( запись на доске: Остёр на язык. Язык до Киева доведет. Сорвалось с языка. Злые языки). Ответы детей.
8. Озвучивание отрывка из сказки «Петушок – золотой гребешок».
Учитель: Какая это сказка?
Какой герой вам нравится больше других? Почему?
Спойте песенку на свой мотив голосом лисы, которая хочет уговорить петушка.
Разыгрывание отрывка из сказки.
- Имеет ли значение голос героя?
Физкультминутка «Королевство кривых зеркал»
9. Чтение текста на доске «Языки»
Я открыл рот. Доктор посмотрел на язык и сразу сказал :
-Ты болен.
Мои приятели знали иностранные языки.
Яков – один, а Иван – два.
У колокола язык. Колокол без языка нем.
Языки пламени лизали дрова.
10. Чтение столбиков слов.
гора пятерка Елена
горе пятница Николай
горный пятно Юлия
пятачок Рая
пригорок
- Какое слово лишнее?
- Что общего в словах 1 и 2 столбиков? (есть однокоренные слова)
- Выделите в словах общую часть родственных слов, корень.
- Подчеркните опасные места.
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение.
11. Рефлексия. Упражнение «Сердечко» (дети получают маленькие сердечки, вырезанные из бумаги. Они пишут на них свои впечатления от урока и пожелания на будущее. Сердечки размещаются в классе на видном месте)
- Напишите свои впечатления от урока.
12. Подведение итогов урока.
Учитель: Какие секреты речи открыли на уроке?
Какое значение имеет слово язык?
Подошел к концу урок.
Надо подвести итог.
Что для себя сегодня вы открыли?
Я надеюсь, что сегодняшний урок помог вам почувствовать красоту русского языка, русского слова.