Рузанна Цгунян
Игры для формирования навыка чтения
Данные игры положительно влияют на все компоненты речевой системы дошкольника, способствуют развитию интеллектуального мышления, формированию навыка составления и чтения слов.
«Веселый поезд».
Цели: 1. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений из 3 слов.
2. Формирование навыка слогового анализа слов.
3. Дифференциация звуков в словах.
4. Формирование родовых обобщающих понятий.
5. Развитие фонематического слуха.
Публикация «Игры для формирования навыка чтения» размещена в разделах
Вариант 1. На магнитной доске плоскостные изображения паровозика и 2 вагончиков. На вагончиках с помощью липучек закреплены буквы. Дети читают, что привез паровоз (обратный слог). Вагончики меняются местами – прямой слог. Для составления и чтения двусложных слов используются карточки со слогами. Для составления слов из 3 букв используются 3 вагончика. Если в вагончики поместить слова, можно будет упражнять детей в составлении и чтении предложений из 3 слов.
Вариант 2. Если взять комплект предметных картинок с изображениями животных (птиц, насекомых и др., то можно использовать паровозик для совершенствования навыка слогового анализа слов, предложив детям «сажать» в первый вагон пассажиров, названия которых содержат 1 слог, во второй – 2 слога, в третий – 3.
Вариант 3. Для дифференциации звуков в словах можно использовать два вагончика, предложив «посадить» тех пассажиров, в названиях которых есть звук С (например) в первый вагончик, а пассажиров со звуком Ш – во второй. Так же со звуками Р – Л, З – Ж и др.
Вариант 4. Работая над формированием фонематического слуха, можно провести игру «Составь пару» с использованием предметных картинок животных, птиц и др. Дети прикрепляют к вагончикам картинки на заданный звук.
Пазлы «Составь слова».
Цель: совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденной буквой.
Оборудование: двусторонние пазлы со слогами с одной стороны и предметными картинками с другой.
1. На ковре разложены пазлы со слогами. Дети читают слоги и составляют из них слова (названия овощей, например). Затем переворачивают и видят на обратной стороне изображение овощей.
2. Можно вспомнить загадки про эти овощи.
3. Можно составить описательный рассказ об этом предмете по плану:
-название предмета,
- обобщающее понятие (овощ, фрукт, посуда и др. ,
- какой он по размеру, цвету, материалу?
- назначение
«Разноцветные самолеты».
Цель: совершенствование навыков составления слов и чтения.
Оборудование: плоскостные изображения самолетов и ангаров, предметные картинки, карточки со словами.
Описание игры : Детям раздаются картинки. На ковре изображения самолетов и ангаров с закрепленными на них с помощью магнитов или липучек слогами. Дети составляют подписи к картинкам, выбирая один из самолетов с написанным на нем слогом, и ангар, около которого надо поставить самолет, чтобы получилось слово. Можно закреплять на самолетиках не слоги, а слова. Тогда дети будут составлять и читать предложения.
«Составь слова».
Содержание: поменять буквы в словах так, как подсказывают цифры. Прочитать получившееся слово.
4 3 1 2
К У С Т
3 2 1
К О Т
3 4 5 1 2
Т К А Н И
3 4 5 1 2
М Ы Ш К А
3 2 1 4 5
П А Л К А
3 2 4 5 1
К У Л А К